«Воспитание и развитие экологической культуры» Воспитание в дополнительном образовании - процесс формирования и развития нравственной позиции ребенка и ее закрепления в поведении, поступках, действиях, формирования личностного смысла того, что усваивается в процессе воспитательной деятельности, как целенаправленные действия по созданию условий и возможностей для социального развития человека, его готовности к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах. Цель воспитательной работы в организациях дополнительного образования: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащегося – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально – мобильной, востребованной в современном обществе». Также Ольга Валерьевна сообщила, что наряду с процессами обучения и развития обучающихся педагоги дополнительного образования всегда преследуют и задачи воспитания. Задачи воспитания – это ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий. «Существует целый спектр воспитательных задач, которые в учреждении дополнительного образования успешно решают дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Так, например, в программах педагогов нашего учреждения встречаются такие воспитательные задачи как: 1. содействовать формированию патриотизма и активной гражданской позиции обучающихся; 2. воспитать чувство личной ответственности за любое самостоятельно принятое решение; 3. формировать коммуникативные качества личности обучающихся (чувства товарищества и коллективизма); 4. воспитать нравственные качества по отношению к окружающим людям (уважительное отношение, доброжелательность, веротерпимость, толерантность и т.д.); 5. воспитывать чувства эмпатии (сопереживания другому человеку) 6. воспитывать организационно-волевые качества личности (терпение, силу воли, самоконтроль); 7. воспитывать чувство собственного достоинства, способность к адекватной самооценке; 8. формировать культуру здорового и безопасного образа жизни; 9. воспитывать бережное отношение к природе; 10. воспитывать и развить художественный и эстетический вкус. Для решения поставленных воспитательных задач педагоги ведут активную воспитательную деятельность - организуют различные мероприятия воспитательного характера: праздники, конкурсы, конференции, беседы, различные экологические акции («Каждой пичужке – кормушка», «Покормите птиц»). Педагоги приучают обучающихся к уборке мусора, сбору макулатуры и элементов электропитания (батареек) для сохранения окружающей среды, в посадке деревьев и многое другое. Экология играет огромную роль в формировании нравственности и духовности учащихся. Повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, всех возрастов, расширяет их кругозор. Мой педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Результатом учебно-исследовательской и творческой деятельности можно считать достижения учащихся в окружных, краевых и всероссийских конкурсах естественнонаучной направленности (эколого-биологический профиль). Хочется остановиться и на таких формах работы с учащимися, которые в дополнительном образовании обеспечивают активное участие в занятии каждого ребенка, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты своего учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Соревнуясь между собой в игровых ситуациях, воспитанники познают окружающий мир и реальные взаимоотношения между людьми, реализуют творческие потребности и познавательные интересы. Игра способствует развитию мышления воспитанника, учит его действовать осознанно – по правилам, преодолевать трудности, развивает воображение, фантазию, творческие способности. Правильно организованная, активная игра дает воспитанникам большой заряд положительных эстетических эмоций. Эстетические эмоции, социальные по своей природе, обуславливают характер отношения ребенка к самому себе, к другим людям, культуре, основным жизненным ценностям. Игровые формы использую при изучении каждой темы программы. Экологическое воспитание – основная задача формирования гражданской идентичности. Сохранение природы нашей планеты – глобальная задача нового подрастающего поколения и всех жителей нашей страны».