Создание образовательной среды, способствующей самореализации каждого учащегося
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Но среди них есть одна безоговорочная для каждого человека – свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чужие решения, отсутствие выбора. Особенно этого не любят дети. Вывод: в любом обучающем или управляющем действии предоставляется ученику право выбора. Но с одним важным условием – право выбора уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор. В учреждениях дополнительного образованиях процесс обучения носит более неформальный характер, чем в традиционной школе, акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему. По мнению А. Г. Асмолова, роль дополнительного образования совершенно уникальна. Во-первых, отмечает он, дополнительное образование – это образование, занятое расширением экологии детства. Во-вторых, дополнительное образование это «образование возможности быть», возможности быть личностью. Дополнительное образование - особый вид образования, среда, которая располагает большими возможностями в плане свободного выбора, развития личности, удовлетворения ее потребностей, интересов, создает условия для творческой самореализации в самых различных видах деятельности: занятиях художественным творчеством, техникой, физической культурой, хореографией, экологией, музыкой и др. Создание микроклимата в учреждении – одна из важнейших задач для раскрытия творческого потенциала ребенка (Психологический комфорт для всех: способствовать сохранению социально-психологического, духовно-нравственного и физического здоровья, психологической устойчивости для всех участников образовательных отношений). Каждый педагог создает собственную систему работы с воспитанниками. За несколько лет создается комплекс педагогических методик и средств, который позволяет эффективно излагать программу. И не существует среди этих комплексов двух одинаковых, как не существует двух одинаковых педагогов или учеников. Каждый педагог может найти в опыте других те изюминки, которые позволят ему усовершенствовать свою педагогическую деятельность (для нас это: посещение занятий коллег, мастер-классов, участие в конкурсах). Образовательная среда -это совокупность условий и средств, соответствующая особенностям развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их особым образовательным потребностям. Создание образовательной среды, способствующей самореализации каждого учащегося в учреждении дополнительного образования, включает следующие аспекты: 1. Создание психологического климата на занятиях: доброжелательного отношения к обучающимся, эмоционального отношения к познанию. 2. Создание у ребёнка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах. 3. Соблюдение принципа «права на ошибку». 4. Диалогическая форма проведения занятий, «субъект-субъектные» отношения между педагогом и обучающимся. 5. Учёт результатов индивидуальной творческой деятельности. 6. Сравнение новых успехов обучающегося с его прошлыми успехами. 7. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на занятиях. 8. Формирование у школьников целостного видения мира и понимания места и роли человека в этом мире. 9. Создание системы проблемно-познавательных задач поискового характера. Для самореализации учащихся могут использоваться нестандартные занятия, а также разные формы творческой работы: метод проектов, игры, творческие самостоятельные и домашние работы, проблемные ситуации, конкурсы, исследовательская деятельность и др. Метод проектов. Метод проектов предполагает обучение через «Ум, руки, сердце», то есть включение ребёнка в эмоциональную, умственную и практическую деятельности». В традиционной методике информацию предлагает педагог, а в проектной – знания добывает сам ученик. В принципе, так и должно быть сегодня. В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности: коммуникативные, личностные, социальные, технологические, творческие и др. Проекты могут быть разными по продолжительности: от 10-15 минут до 1 года - 2 лет. Для работы с проектным методом подходят практически все программные продукты, изучаемые на занятиях. Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. Таким образом, проектная и исследовательская деятельность - это путь самореализации учащегося. На своих занятиях пытаюсь обеспечить активность каждого ребенка через пробуждение его любознательности и мотивацию, подчеркивая важность изучаемого материала при решении практических задач, поддерживаю связь обучения с жизнью и практикой. Создание проблемной ситуации позволяет реализовать дифференцированный подход. Привычными для ребят стали проблемные задачи с заведомо допущенными ошибками. При закреплении изученного материала использую прием постановки и анализа проблемной ситуации, проведения игр, викторин, конкурсов. Практика показывает недостаточность подготовленности многих школьников к выбору собственной жизненной стратегии, основанной на четком представлении о своей индивидуальности. Необходимо предоставить возможность самоопределения каждому ребёнку, что будет свидетельствовать об индивидуализации образовательного процесса. В учреждении дополнительного образования должны работать особые люди, с определенным миром ценностей, у которых сложилось особое отношение к таким детям, присущая им, доброта в квадрате. Важно создать у ребенка чувство, что его понимают и принимают. Какие бы способы воспитания ни использовал педагог, речь идет не об односторонней направленности педагогической деятельности, а о вызываемой способами деятельности обучения и воспитания встречной активности учащихся.