Четверг, 26.06.2025, 14:21
Приветствую Вас Гость | RSS

МБУ ДО "Детский экологический центр"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. [122]
Статьи и методические разработки педагогов МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов"
Статьи и тезисы обучающихся [49]
Статьи и тезисы исследовательских работ обучающихся МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов" (в том числе в соавторстве с педагогами-руководителями)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п.

Механизмы развития одаренности в системе дополнительного образования
Выступление Даниловой О.В. по вопросу «Механизмы развития одаренности в системе дополнительного образования»

«Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом»
П. Вайнцвайг


В наши дни задача выявления и поддержки талантливых детей ставится очень серьёзно правительством и Президентом. Минобрнауки России уделяет особое внимание работе по поддержке талантливых детей и молодёжи в нашей стране. Все дети с раннего возраста очень любознательные. Каждый ребёнок в чём-то талантлив. Дети с особыми возможностями опережают своих сверстников в развитии. Главная задача педагога состоит в том, чтобы разглядеть и раскрыть способности ребёнка в той или иной области. Одаренные дети - это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности. Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы. Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
В системе дополнительного образования можно выделить формы обучения одаренных детей: система творческих конкурсов, олимпиад, слетов, конференций, выставок; творческие лаборатории; обучение в малых группах и индивидуальное обучение по программам творческого развития в определенной области; работа по творческим и исследовательским проектам. Работая с одаренными детьми, выделим несколько этапов: разработка личностно-ориентированного подхода к обучению одарённых детей. Развить в одаренном ребенке психологию лидера; он должен не стесняться показывать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны.
В системе дополнительного образования можно выделить следующие направления развития одаренности детей:
- Создание мотивации к развитию и обучению, т. е. побуждать ребёнка ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.
- Развивать самостоятельность, активное отношение к окружающему миру. Задача взрослых направить энергию ребёнка в полезное русло.
- Организация индивидуального стиля деятельности.
- Произвольность регулирования своего поведения.
При работе с одаренными детьми педагоги должны знать следующие особенности: разработка гибких и индивидуальных программ (нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения). Программа для одаренных детей должна отличаться: по содержанию, по среде обучения, по ожидаемому результату (одаренные дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности.
Конечно же, у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества. Эта работа не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом. Здесь важен принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
Педагогические технологии в работе с одаренными детьми Использование перспективных образовательных технологий дает высокий результат в обучении всех детей и одарённых в частности, поэтому педагогам рекомендуется активно апробировать и внедрять передовые педагогические технологии и методики, такие как:
1. Технология проблемного обучения. Это базовая технология. Преобразующая деятельность обучающихся может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. 2. Технология проективного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. 3. Информационно-коммуникационные технологии. Процесс обучения одарённых детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объёмов информации и применяются компьютеризованные средства обучения.
4. Здоровьесберегающие. Технологии направлены на сохранение физического, психического, нравственного и духовного здоровья. Создание безопасного пространства, обеспечение двигательной активности, рациональная организация учебного процесса в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями .
5. Игровые технологии. Способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному и территориальному знакомству, выявлению лидеров и аутсайдеров.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одарённых детей:
- индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определённой области;
- работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, учитель или педагог);
- очно-заочные занятия;
- каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
- система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
- детские научно-практические конференции и семинары.
Важно иметь в виду, что независимо от того, в каких условиях происходит обучение одарённых обучающихся – принципиальным является то, чему и как учится одарённый ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одарённых детей с общей одарённостью и некоторыми видами специальной одарённости, должны отвечать целому ряду специфических требований. Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одарённостью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для интеллектуально одарённых обучающихся.
В моих объединениях обучающиеся имеют разные стартовые возможности. Одни проявляют большое желание заниматься исследовательской, опытнической работой, ставить эксперименты, выполнять лабораторные работы. Других занимает более творческая работа: создание презентаций и видеороликов по экологии, разработка экскурсионного маршрута, создание экологических плакатов, рисунков. Для всех найдется возможность проявить свои способности и желания.
Категория: Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. | Добавил: СЮН (05.11.2024)
Просмотров: 40 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск