Суббота, 27.04.2024, 23:00
Приветствую Вас Гость | RSS

МБУ ДО "Детский экологический центр"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. [119]
Статьи и методические разработки педагогов МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов"
Статьи и тезисы обучающихся [49]
Статьи и тезисы исследовательских работ обучающихся МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов" (в том числе в соавторстве с педагогами-руководителями)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи и тезисы обучающихся

Лес в народных традициях
Лес в народных традициях


Габриелян Анастасия

Что за гениальной идеей Бога
было сотворение деревьев!
Дж. Рескин


Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие.
В России всегда существовали традиции по бережному отношению к лесным богатствам, ведь лес – удивительное творение природы. Лес – величайший источник здоровья. Это место обитания животных и промысла. «Кто посадит дерево – того благословят внуки, кто срубит – того проклянут дети» - эта народная мудрость точно выражает отношение наших предков к деревьям.
Столице степного края - Ставрополю - несказанно повезло: его окружают лесные массивы. Когда подъезжаешь к городу с юга, кажется, что на гору «надета» лохматая зеленая папаха. Леса обступают город с запада, севера и юга – Русский, Татарский, Мамайский, Грушевый, в черте города сохранились Таманский (бывший Архиерейский), Круглый и Члинский. Всего 12441 гектар.
Какие они, ставропольские леса? В пригородных растут курчавые светлые дубы, тенистые благородные буки с гладкими серыми стволами, словно покрытыми замшей. Разлапистые клены, ясени с перистыми листьями, скромные грабы перемешиваются с дикими яблонями, грушами, алычой. В подлеске боярышник, кизил, бересклет, калина, жимолость.
На Руси издавна существовали строгие лесоохранные законы. Еще при Ярославе Мудром в Хl веке предусматривались суровые наказания за поджог и порубку леса. При Петре Первом значимость леса возросла, ведь он использовался на создание юного российского флота. Указами царя запрещалось рубить дубы и сосны в прибрежных полосах рек, удобных для сплава. За порубку этих пород, которые назывались заповедными, назначалась смертная казнь («лишение живота»), впоследствии это наказание было заменено ссылкой на каторгу с вырыванием ноздрей. Сурово? Зато действенно...
В 1798 году (ныне исполняется 218 лет этому событию) специальным указом императора Павла l был учрежден Лесной департамент России, которому вменялось в обязанность управление лесами. Главным директором государственных лесов был поставлен граф Орлов. В 1808 году на собственные средства он открыл первый лесной институт в России. При Павле был даже запрещен вывоз леса за границу.
Названная дата является точкой отсчета и в истории лесного хозяйства Ставропольского края, которая отражена в документах, сохранившихся в крайгосархиве. Это, прежде всего, первые карты лесов края за 1799-1801 годы. В это время в наших местах проводила изыскания специальная экспедиция коллегии Адмиралтейства, при котором числился Лесной департамент. Экспедиция обследовала леса с целью выявления пород, годных для строительства столь необходимого России флота. Как свидетельствуют архивные источники, было составлено несколько частных планов лесов в окрестностях Ставрополя. Авторами этих планов были офицеры российского флота Сухов, Стожевский, Одоевцев.
Нерациональная хозяйственная деятельность человека, как отмечал известный ученый-краевед В. Гниловской, привела к изменению породного состава лесов. Почти полностью исчез бук, его заменил граб. За счет осветления леса из-за рубок увеличилось количество ясеня и дуба. Наши леса сегодня дубово-ясенево-грабовые.

Обычаи, традиции, поверья, приметы передаются из поколения в поколение, становясь действенным средством воспитания и пропаганды положительного или отрицательного отношения к природе. Это объясняется их большей эмоциональной окрашенностью, запоминаемостью по сравнению с другими формами и методами пропаганды. Следует кропотливо отыскивать, тщательно изучать, возвращать к жизни полузабытые народные лесоохранительные традиции, поверья, обряды, особенно местные, популяризовать их. Параллельно необходимо разъяснять невежественность ритуалов, наносящих ущерб природе.
Актуальность исследовательской работы «Лес в народных традициях» определяется возросшим влиянием человека на леса края. В последнее время резко уменьшились объемы работ по защитному лесоразведению. Имеют место многочисленные факты хищнической вырубки лесов, особенно ценных пород, характерных для нашего края. Сокращены лесоуходные работы.
Наши предки бережно относились к лесу. Поэтому важно не только возродить лесоохранительные обряды, но и сформировать новые.
Цель работы: изучить народные обычаи, традиции и обряды, которые способны формировать бережное отношение к лесу.
Задачи:
- познакомиться и изучить народные традиции и обычаи, связанные с сохранением леса;
- провести анкетирование
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.
Ожидаемый результат – грамотное использование народных обычаев и традиций в природоохранной деятельности, в повседневной жизни для пропаганды бережного отношения к природе.
В процессе проведения исследования использовались следующие методы:
- теоретические (изучение и анализ специальной литературы и материалов Интернета, методом моделирования);
- эмпирические (наблюдение, описание, анализ, обобщение, опрос жителей сельского поселения, обработка материалов);
- знакомство с полученными результатами учащихся школы.
Материал работы можно использовать:
- для эколого – просветительской работы (экскурсии, выпуск бюллетеней, выставки рисунков, плакатов и т.д.);
- для организации практических природоохранных мероприятий (посадка деревьев, экологические трудовые десанты, праздники Леса, экологические уроки и т.д.).
Под влиянием древних языческих ритуалов, современных религий, различных литературных примеров, научных толкований, местных обычаев сформировались народные приметы, суеверия и праздники, связанные с лесом. Занимаясь экологическим воспитанием, мы порою забываем возрождать народные обычаи, традиции и обряды, которые формировали любовь к лесу, как, кстати, забываем обращать внимание и на ущерб, наносимый природе некоторыми из них. А вспомнить не мешало бы.
Дуб был одним из самых любимых и почитаемых народами нашей страны деревом. Святым его считали славяне, литовцы, чуваши, мордва. Он олицетворял силу, мощь. Славяне считали, что сохранились дубы, росшие «еще до сотворения мира», когда не было ни земли, ни неба, а разливался на всей вселенной один «окиян-море». У таджиков испокон веков находился под особой охраной платан восточный, у грузин - тис. Алтайцы почитали кедр. Это чувство передалось и русским поселенцам. «Не бей меня, не ломи меня, лезь на меня, есть у меня», - такая ходила по сибирским деревням «экологическая» загадка.
Особое место в народной охране природы занимали природные или заповедные рощи. Были они у удмуртов, мари, дагестанцев, сибирских племён, чувашей, кое-где сохранились и по сей день. Некоторые из них вошли в состав заповедников – Кавказского, Алтайского.
А вот один интересный факт: у малых народностей, живущих в лесах, никогда не было присущей многим чисто земледельческим народам боязни леса, антагонистического отношения к нему. О лесе говорили: наш поилец и кормилец. Рубить дерево понапрасну даже в глухой тайге, у коми, например, воспрещалось нормами народной морали. В святых рощах манси запрещалось рубить деревья, ломать ветки, нарушать дёрн, косить траву. В неположенное время буряты боялись в эти рощи заходить. По мнению мари и удмуртов, особая творческая сила живёт в этих священных рощах. Вредно для неё зависть и сквернословие. Считалось, что в будничной жизни очень трудно сохранить творческую силу, поэтому для неё и выделялись специальные рощи, ключи. В определённое время, когда её мощь достигала максимума, например, весной, во время цветения ржи, она принимала вид бабочки и распространяла вокруг свою благодать (силу). Вокруг таких заповедных рощ объединялись люди, живущие иногда за десятки вёрст. Через каждые три года там происходили моления с общей трапезой, символизирующие мир, дружбу, единение. В 1930-х годах, когда велась усиленная борьба с шаманами, многие сибирские народы практически безразлично относились к уничтожению культа шаманов, но попытки нарушить неприкосновенность священных урочищ вызывали категорические протесты. Профессор В. П. Налимов, изучавший эти рощи в конце 1920-х годов, предлагал сохранять такие места.
В Северной Осетии местное население до сих пор охраняет священную рощу Хетага возле села Суадаг – единственный уцелевший островок леса на осетинской равнине. Отдельные вековые экземпляры тиса, саксаула сохранились в Закавказье и в Средней Азии благодаря религиозным мотивам на кладбищах и у монастырей.
Различные народные предрассудки и предубеждения часто способствовали охране лесных богатств. Например, белорусы считали, что тот, кто сломит или срубит рябину, тот скоро умрёт сам. На Руси долгое время охранялись так называемые подсельбные - усадебные деревья. «Подсельбное дерево рубить нельзя» - передавалось из поколения в поколение. Сельские сходы сибирских и архангельских крестьян часто объявляли кедровники и лиственничники священными угодьями. Здесь запрещались все виды хозяйственной деятельности человека, а сбор орехов разрешался только после их созревания. Не менее строгий был общественный надзор за охраной леса от пожара. В.К. Рахилин в книге «Природоохранное движение в России» рассказывает о том, что на территории современного Приморья виновные в возникновении пожара подвергались порой смертной казни.
А вот как описывает охрану леса знаток русского языка В.Даль: «Заповедать лес, запретить в нём рубку: это делается торжественно – священник обходит лес с образами, или даже с хоругвями, при народе и старшинах, поют «Слава всевышних» и запрещают въезд на какое-то число лет». Надо сказать, что такой способ оказывался эффективнее сторожей и суровых законов и многие калужские помещики, как писал путешественник Василий Зуев в 1787 году, приказывали «своим попам ежегодно обходить лесные дачи с образами и святою водою и заклинать того, кто дерзнёт возложить секиру на дерево, своего роста не достигшее».
Однако религиозные обычаи и обряды приносили, и по сей день приносят, значительный вред и ущерб зелёным насаждениям. Прежде всего, это относится к религиозному празднику Троицы. «Вот праздник Троицына дня, сколько портится деревьев – молодых берёзок, несмотря на разъяснения» писал летом 1913 года в Постоянную Природоохранительную комиссию при Русском географическом обществе учитель Горбатовского высшего начального училища Нижегородской губернии А.Красавцев. «В Литве и Польше этот древний обычай теперь прекращается из опасения ущерба лесов, простолюдинам воспрещают рубить деревце на Зелёные Святки для украшения мазанок своих»,- писал в 1838 году исследователь И.Снегирёв. К сожалению, попытки хоть как-то воспрепятствовать массовой порче деревьев на Троицу не давали заметных результатов.
7 июля – Иван Купала. Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. Издревле принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек разжигать обрядовые костры, через них бросали венки, прыгали. Огни в эту ночь считались чудодейственными, огонь для костра добывался трением дерева о дерево, и называли этот огонь «живым, лесным, лекарственным».
Ещё одна старинная традиция – ставить в доме украшенное хвойное дерево (ель, сосну, пихту) в честь праздника Нового года. Не существует даже точных данных, сколько же их ежегодно вырубается государственными заготовителями и браконьерами. Одно ясно – эта традиция сродни колоссальному пожару, ежегодно уничтожающему миллионы хвойных деревьев. От браконьерских налётов страдают городские ели, селекционные деревья, растущие в ботанических садах.
Обычай устраивать под Новый год елку в России приписывают Петру 1. Однако это не совсем так. Его указ от 1700 года обязал украшать дома и улицы ветками сосновыми, еловыми или можжевеловыми. Первая же публичная ёлка появилась в Петербурге в 1852 году. К концу 19 века эта традиция прочно вошла в быт наших предков. Но если в то время население было малочисленнее, а хвойные леса богаче, то эта традиция была не столь губительна для природы, как сейчас. В 1920 годах традицию устройства новогодних ёлок пытались отменить, но безуспешно: запретами делу не поможешь. По-видимому, имеет смысл пропагандировать красочно оформленные ёлочные букеты. Ущерб природе будет нанесён значительно меньший.
У различных народов и народностей есть свои любимые деревья. У русских, конечно же, это береза. Среди киргизов ходило даже такое поверье: «Если где между елей вырастет берёза – туда непременно придут русские». Берёза чаще других воспевалась в русском эпосе. В белорусском Полесье с уважением относились не только к березе, но и к вербе, ели и сосне, у кавказских народов почитаются тис и платан восточный. Ель считалась священной у германцев, кипарис у греков. Эти особенности необходимо учитывать в лесоохраной пропаганде.
Глава 2. Традиции и обычаи народов Ставропольского края и Северного Кавказа
Мне захотелось узнать о традициях нашего края, об обычаях и обрядах. К сожалению, мои попытки разыскать полную и подробную информацию в специальной литературе, в материалах Интернета не увенчались успехом. Мне попадались отрывочные, короткие и сухие сведения. Тогда я решила, что самое верное – это беседа с жителями нашего города. Возможно, что-то я смогу узнать нового и дополнить имеющуюся информацию.
Собрав, проанализировав и обобщив полученную информацию, я узнала много нового и интересного, нашла много общего в традициях и обрядах разных мест.
Больше всего в рассказах об обычаях и традициях заняло воспоминание о проведении праздника Святой Троицы. Оказывается, Троица – это 50-ый день Пасхи. В этот день веточками берёзки украшают дома, улицы. Веточками берёзы украшают головы коров, подворные постройки, где стоит скот, чтобы уберечь скотину от болезней и злого духа, от порчи и сглаза. С веточками берёзы приходили люди и на кладбище, украшали могилки своих родных и близких, поминая их таким образом. Веточки берёзы брали и на гуляния, которые сопровождались обрядовыми песнями.
Ещё один праздник, о котором вспомнили, это Вербное воскресение. С давних времён вербу считали символом силы, роста и здоровья. Основные обряды, поступки, действия, связанные с вербной неделей, совершались в воскресный день. Эта традиция жива и до сих пор. Веточки вербы освещаются в церкви и ставятся дома, они защищают дом от всех напастей. По преданию сельчан нужно есть вербные почки, чтобы избежать лихорадки, чтобы бездетные женщины могли иметь детей. Ветками вербы, принесёнными из церкви, хлестали друг друга, в первую очередь детей. При этом приговаривали: «Верба, верба, верба хлёст, Верба хлёст бьёт до слёз. Верба синя бьёт несильно, Верба красна бьёт напрасно. Верба бела бьёт за дело». Свячёная ветка вербы, наделённая магической силой, передаёт при этом человеку жизненную силу дерева. В Вербное воскресенье скотину выгоняли вербой, чтобы защитить скотину от сглаза и порчи.
29 августа наступает Третий Спас – ореховый. Созревали орехи, все устремлялись в Воровсколесский лес за вкусным и полезным лакомством. При этом всем идущим в лес давался строгий наказ – не ломать орешник, а аккуратно наклонять ветви к земле, - «Не гни меня, не ломай меня, а наклони меня, или влезь на меня, и нахрустайся».
Вот такие интересные присказки удалось мне услышать от женщин-собеседниц. О лесе можно много рассказать и узнать во время экскурсий в живую природу. Вот, например, несколько народных примет, связанных с деревом.
Чтобы не сбылось что - либо, о чем упомянули в разговоре, надо постучать по дереву.
Если зимой деревья гнутся под тяжестью опавшего на них снега или инея, если их ветки обламываются, то в том же году следует ожидать высокой смертности среди людей; причем если гнутся и валятся преимущественно молодые деревья, то и смертность коснется исключительно детей, а если взрослые деревья, то умирать будут взрослые.
Если с дерева лист не сразу опадает, то будет строгая зима.
Если молодое дерево беспричинно усохло, то им нельзя пользоваться ни для какой надобности, так как оно усохло от колдовства, с помощью которого на дерево была переведена болезнь какого-то человека, и одно прикосновение к такому дереву может передать болезнь человеку. Только тогда прикосновение к такому дереву станет безопасным, когда с него станут спадать кора и сучья.
В новолуние деревья рубить нельзя - все, что нарубил, сгниет, червь поточит.
В скрипучем дереве томится душа умершего, которая как бы просит прохожего помолиться за упокой своей души, что обязан сделать каждый; если под таким деревом уснуть, то во сне можно увидеть мученика, спрятанного в этом дереве, и узнать от него его историю.
В лесу нельзя становиться на ствол поваленного бурей дерева - проплутаешь в лесу целый день.
Разбитое громом дерево употреблять на какую - либо поделку - грех.
Если лист не опадает с деревьев и остается зеленым вплоть до самых заморозков, то это предвестие того, что в наступающую весну люди часто будут болеть простудой.

Глава 3. Народные приметы, связанные с лесом.
В золотых россыпях мирового фольклора (народной мудрости) хранятся зачатки философии, науки, искусства. В течение веков миллионы русских людей накапливали знания о мире, закрепляя трудовой опыт в изречениях, которые легко запоминались. А. С. Пушкин ярко передал наблюдательность народа, его умение зорко примечать настоящее и упорно дознаваться будущего:
Старайся наблюдать различные приметы.
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду.
Так, если лебеди на лоне тихих вод,
Плескаясь вечером, окличут твой приход,
Иль солнце яркое зайдёт в печальны тучи,
Знай, завтра сонных дев разбудит дождь ревучий
Иль бьющий в окна град, а ранний селянин,
Готовясь уж косить высокий злак долин,
Услыша бури шум, не выйдет на работу…
В мировой фольклористической литературе опубликовано свыше ста тысяч примет. Делятся они на верные и неверные.
Из поколения в поколение передавались проверенные жизненной практикой, основанные на многовековом опыте верные приметы, в которых отразились острая наблюдательность, прозорливость и мудрость народа. Есть среди них и приметы, связанные с лесом. Например, щука клюёт, когда цветёт шиповник, а судак – когда желтеет липа; когда на дубу лист развивается – идёт хороший улов щук; после цветения липы в берёзовых рощах появляются подберёзовики. Хлеборобы тоже внимательно следили за приметами: сей овёс до распускания осин; сей лён, когда распускаются почки на дубах; когда распускается дуб – сей горох; сей гречиху на цветение ольхи. Большой популярностью пользовались и пользуются в настоящее время приметы, связанные с предсказаниями погоды. Например, пока вишнёвый лист не опал, сколько бы снегу ни выпало – оттепель его сгонит; перед дождём сильно благоухают кусты жёлтой акации, сирени и жасмина; за одни – двое суток до дождя начинается обильное выделение клейкой жидкости на листьях конского каштана; перед ненастьем за трое суток появляются «слёзы» на листьях клёна; длинные сухие еловые веточки к метели сгибаются, к хорошей погоде – распрямляются; лес шумит зимой – к оттепели; лес зимой – второй тулуп; лес весной веселит; в мае два холода: когда черёмуха цветёт и когда дуб распускается. Были приметы на погоду и более длительного срока действия: если лист ничком ложится, когда опадает, то урожай хороший будет; если на елях и соснах много шишек – к доброму году; если рябины много – будет урожай льна хорош; листья опадают у берёзы и осины чисто – к лёгкому урожайному году; мало снега на ветках – летом в лесу делать нечего.
Да и сам лес не раз становился негласным предсказателем для наблюдательных людей. Зашумела дубравушка - к непогодушке. Зимой лес шумит - к оттепели. Если зимой лес почернеет, то будет непогода, а покраснеет, то хорошая погода. Недостаточно знакомые с лесом путники, сторожа, ягодники и грибники должны были надевать вывороченную наизнанку рубашку, чтобы к ним не приставал леший и чтобы не заблудиться.

Практическая часть.
Для того, чтобы выяснить знакомы ли мои одноклассники с праздниками, связанными с лесом подготовила анкеты.
АНКЕТА:
1. «Какие народные праздники, связанные с лесом, Вы знаете?»
- Троица – 29 человек
- Вербное воскресенье – 18 человек
- Ивана Купала – 11 человек
- День русской берёзы – 5 человек
- Не знаю – 1 человек
2. «Какие народные традиции, связанные с лесом, Вы знаете?»
- ветки берёзы на Троицу – 29 человек
- ветки вербы на Вербное воскресенье – 7 человек
- не знаю – 1 человек
3. «Какие «лесные» обряды Вам знакомы?»
- прыгают через костёр – 5 человек
- не знаю – 25 человек

Результаты и выводы.

Темы, касающиеся природоохранной деятельности человека, можно и необходимо обсуждать, опираясь на народные традиции и обычая. И лес в этом плане – богатейшая кладезь, так как с лесом тесно связана жизнедеятельность человека. Издавна в народных праздниках и традициях лес и всё, что с ним связано, находило отражение в культурном наследии народов. А что мы видим сейчас? Исчезает лес с нашей планеты ради временной наживы. Давно пора бить тревогу и задуматься о последствиях своей активной деятельности. Что мы оставим своим потомкам, чему сможем их научить, подавая свой пример бездушного отношения ко всему, что нас окружает?
Данная работа призвана, хотя бы частично, обратить внимание общественности на проблемы сохранения биоразнообразия на нашей планете.
Популяризируя природоохранные традиции, прежде всего, нужно обратиться к детям. Многие исследования показали, что у большинства детей те или иные предубеждения формируются в детстве до того, как они научатся критически осмысливать полученную информацию. Под влиянием взрослых у них вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, лет в 9 и старше, эти предпочтения складываются в твёрдые стереотипы, которые изменить уже трудно. Поэтому необходимо обучать детей лесоохранным традициям в школе и в детском саду, устраивая для них экологические праздники, игры, спектакли, основанные на народных традициях и обычаях. В школе необходимо регулярно проводить экскурсии в живую природу.
Важно не только возродить лесоохранительные обряды, но и сформировать новые. Этот процесс уже идёт. Например, в Адыгее уже несколько лет реализуется проект «Адыгский родовой лес». Суть проекта заключается в том, чтобы каждый род высадил в этом лесу свое дерево и повесил на нее родовую тамгу. Породы высаживаемых саженцев также выбраны не случайно. Вяз и дуб всегда считались нашими предками особо ценными и благородными деревьями.
До Русско-Кавказской войны на территории исторической Черкесии существовало много дубовых, вязовых рощ и лесов, которые считались у черкесов священными и охранялись с особой тщетностью. Однако после окончания столетней войны таких лесов уже не осталось - они были вырублены, или выжжены. Проект призван возродить былую славу адыгских дубовых и вязовых лесов, а также создать символ единства адыгов всего мира.
Во многих городах и сёлах России по весне проходят экологические субботники по посадке деревьев. И в нашей школе традиционно проходят акции по посадке деревьев и кустарников. В честь Победы в Великой Отечественной войне ежегодно проходят мероприятия по закладке аллей, высадке именных деревьев.

Заключение
Изучив народные традиции, приметы, связанные с лесом я убедилась, что народ издревле призывал нас к бережному отношению к природе, воспевая природные богатства и духовные ценности.
Роль и значение леса в жизни общества чрезвычайно велики. Поэтому забота о лесе – это забота о будущем человечества. Во многих странах большие лесные массивы уже вырублены, выжжены при освоении земель для сельскохозяйственного пользования или погибли от колоссальных лесных пожаров, возникших по вине человека. Леса уничтожены вследствие выпаса скота, особенно домашних коз. Всё это привело к тому, что площадь лесов на земном шаре сократилась примерно на две трети, при этом многие страны, районы стали почти безлесными.
Уничтожение естественного растительного покрова привело к резкому снижению влагооборота, исчезновению водных источников, обмелению рек и вместе с тем к катастрофическим их разливам, смыву и выдуванию почвенного плодородного слоя, образованию оврагов.
Хищническое уничтожение леса, без заботы о его восстановлении, обедняет природные ресурсы, ведёт к превращению в болота обширных территорий в северных районах избыточного увлажнения и в бесплодные пустыни в южных районах, где влаги недостаточно. Массовая вырубка лесов вызвала огромные смывы и размывы почвы во многих странах. Хаотические, бесконтрольные вырубки ради наживы привели к истреблению огромных лесных массивов на территории всех стран и государств. Лесные пожары по вине человека уносят с лица земли огромное видовое разнообразие растений и животных. Принимаемые законы об охране леса не могут противостоять этому, так как не продумана законодательная база, принимаемые меры к нарушителям закона должны быть, наверное, более жёсткими и действенными.
Я полагаю, что работа по поиску и популяризации народных природоохранных традиций должна проводиться гораздо активнее. Ибо традиционные практики, верования и мифы обеспечат фундамент, на котором может прочно основываться практика природоохраны.

Данная работа поможет привлечь внимание людей к проблемам сохранения наших лесов, поможет использовать обычаи и традиции наших предков в дальнейшей природоведческой деятельности.
Почитанию леса и деревьев способствовали и такие поговорки: Бог лес на всех родил, да не всем дал; пустошили, пустошили леса - одни пустоши остались; придет кручина, как нет ни дров, ни лучины; ныне топору на свете места нет; где куница жила, там нынче и белки нет; где деды наши колоды валяли, там ныне и оглобли негде вырубить.
Категория: Статьи и тезисы обучающихся | Добавил: СЮН (24.10.2019)
Просмотров: 1408 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск