Воскресенье, 28.04.2024, 19:02
Приветствую Вас Гость | RSS

МБУ ДО "Детский экологический центр"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. [119]
Статьи и методические разработки педагогов МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов"
Статьи и тезисы обучающихся [49]
Статьи и тезисы исследовательских работ обучающихся МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов" (в том числе в соавторстве с педагогами-руководителями)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи и тезисы обучающихся

Изучение экологического состояния реки Чла методом биоиндикации
Изучение экологического состояния реки Чла методом биоиндикации


Современные экологи обращает внимание на существенное загрязнение различных водоёмов. Каковы запасы пресной воды, которую можно использовать для нужд человека? Как влияют антропологические факторы на изменение качества воды в пресных водоемах? Это вопросы, которые всё чаще задаются в последнее время, как учеными, так и обычными людьми.
Немногие знают, что можно, даже не будучи биологом, узнать, насколько сильно загрязнён тот или иной водоём. Биологический контроль окружающей среды включает две основные группы методов: биоиндикацию и биотестирование. Применение в качестве биоиндикаторов растений, животных и даже микроорганизмов позволяет проводить биомониторинг воздуха, воды и почвы.Живая природа – самый точный индикатор.Всем известно, что многие организмы чувствительны к загрязнению среды обитания. При загрязнении среды у них может нарушаться рост, развитие.
Нас заинтересовала степень загрязнения воды в реке Чла, которая протекает по нашему городу.
Сбор водных беспозвоночных, а так же отбор проб воды проводились в течение октября – ноября 2018 года в реке Чла в районе хлебокомбината.
Для проведения биотестирования с помощью водных беспозвоночных использовали метод Майера. Определение качества воды водоёма по этому методу не требует определения живых организмов с точностью до вида. Достаточно только отметить наличие в водной среде живых организмов.
Сбор проводился по стандартной методике, отлов животных с помощью сачка. Пробы складывали в отдельные банки. Чтобы получить достоверную информацию о водоеме, нужно собрать максимально разнообразную добычу. В ней должны быть представлены донные животные, активно плавающие организмы и обитатели зарослей водной растительности.
Ситами и сачком мы отлавливали водные растения, пытаясь зачерпнуть как можно больше грязи и ила. Затем мы принесли банки с животными в кабинет для последующего определения до максимально низкого таксона.
В результате водных проб было поймано и определено 5 видов различных животных.
Для проведения биотестирования с использованием репчатого лука была использована методика Д.Фискеджу, по которой необходимо замерять длину корней лука репчатого, пророщенного в пробах воды из разных источников с учетом учитывались морфологические изменения корней.
Забор воды проводился из реки в районе хлебокомбината .
Для опыта отбирали по 12 головок лука репчатого диаметром 3-5 см: опыт - речная вода, контроль – водопроводная. Луковицы по одной размещали в стаканчиках с контрольной и исследуемой водой так, чтобы донце лука касалось жидкости в стакане.
На реке Чла было отловлено, выловлено и определено 5 видов водных беспозвоночных, что говорит о достаточно высоком видовом богатстве реки Чла в осенне-зимний период. Беспозвоночных животных, которых мы встретили в пробах, небольшое количество. Это: дождевой червь, циклоп, дафнии, бокоплав и личинка стрекозы. Рачок бокоплав нам встречался в каждой пробе и в огромном количестве. При определении класса чистоты водоёма у нас получилось значение меньше 11 (2х2 + 1х1), что характеризует водоем как грязный – 4 класс качества.
Замеры корней проводили через 7 и 14 дней.
После первого замера с каждого варианта отвергли по 6 луковиц с наименее развитыми корнями.
Морфологические нарушения корней: искривления, ветвления корней, спиралевидные корни так же фиксировались.
Для определения индекса токсичности необходимо провести расчет путем деления средней длины корня каждого забора проб на контроль, затем высчитано среднее. Определения индекса токсичности: 3,9/3,1= 1,25 – низкая степень токсичности.
Искривлений, ветвлений, утолщений, спиралевидности корней не наблюдается не у одной из тестируемых луковиц.
В результате исследования в русле реки было выловлено и определено 5 видов водных беспозвоночных животных. С одной стороны это говорит о бедности видового разнообразия данной группы животных. И по методу Майера река Чла характеризуется как очень загрязненная.
С дугой же стороны это говорит о достаточно высоком видовом богатстве реки Чла в осенне-зимний период. Среди выловленных видов были представители разных трофических уровней. Это говорит о том, что они находят пищу в воде и в холодное время года.
Большую часть зимней фауны беспозвоночных, оказавшихся в наших пробах, составляют рачки бокоплавы или гаммарусы, которые играют важную роль в экосистеме любой реки, поскольку составляют основу питания многих рыб и других животных, а так же являются индикаторами состояния водной экосистемы, так как очень чётко реагируют на изменения условий окружающей среды. К тому же, в пробах было большое количество рачков (вода как будто «кишела» ими). Поэтому, мы не может использовать результаты исследования методом Майера для однозначной экологической оценки воды в реке Чла. Возможно на эти результаты оказал влияние тот факт, что пробы мы брали в холодное время года.
Для биотестирования воды в реке Чла, при помощи репчатого лука, был произведён забор воды так же в районе хлебокомбината. Замеры корней проводили через 7 и 14 дней. По результатам оценки индекса токсичности можно сделать предположение, что вода в реке достаточно чистая, что противоречит результатам биотестирования с помощью беспозвоночных.
Таким образом, однозначной экологической оценки воды в реке Чла пока мы сделать не можем. Нашими планами на будущее будут следующие мероприятия:
- провести биотестирование в реке Чла с помощью метода Майера в теплое время года;
- провести химический и физический анализы воды;
- подобрать другие методики биотестирования малых рек.
Категория: Статьи и тезисы обучающихся | Добавил: СЮН (24.10.2019)
Просмотров: 359 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск