Взаимодействие общего и дополнительного образования как фактор успешного развития исследовательской и профориентационной работы в интересах детей
Взаимодействие общего и дополнительного образования как фактор успешного развития исследовательской и профориентационной работы в интересах детей
Уважаемые участники круглого стола! Детский экологический центр – открытая социально-педагогическая система, взаимодействующая со всеми типами образовательных организаций, различными учреждениями города Михайловска, Шпаковского муниципального округа и края, родителями обучающихся. В рамках социального партнерства установлены связи: • с музеем города для организации выставок, по проведению экскурсий, взаимному консультированию по различным вопросам; • с Северо-Кавказским Федеральным научным аграрным Центром, с Россельхозцентром, с государственным Центром Агрохимической службы по вопросам проведения опытнической, исследовательской работы (консультации), судейства конкурсов профессионального мастерства; • с Центром занятости населения Шпаковского округа с целью организации трудовой деятельности детей в летний период; • с комитетом по делам молодежи по вопросам организации проектной деятельности, проведению экологических мероприятий; • с управлением сельского хозяйства администрации Шпаковского муниципального округа по вопросам организации и проведения слета ученических производственных бригад и участия в сельскохозяйственной вставке. • Сотрудничество же с общеобразовательными учреждениями на основе интеграции образования позволяет создать единую образовательную среду, максимально приблизить услуги дополнительного образования детям. Педагогический коллектив нашего учреждения включает как основных работников, так и совместителей – педагогов из различных школ округа. Это учителя биологии, химии, географии, которые организуют занятия в детских объединениях на базе средних школ. Это дает большие возможности для формирования базы данных детей и подростков округа, интересующихся эколого-биологическими дисциплинами, для выявления уровня биологических знаний обучающихся, имеющих склонность к исследовательской, опытнической и проектной деятельности по экологии и биологии, для ранней диагностики одаренных детей и возможности заинтересовать обучающихся проблемами изучения и охраны природы Ставрополья. В наших условиях только такое сотрудничество позволяет добиваться высоких результатов в учебно-исследовательской деятельности естественнонаучной направленности при участии в различных конкурсах, олимпиадах и слетах, в организации окружных экологических мероприятий. Это дает возможность вести просветительскую работу среди большого числа обучающихся округа, что является важнейшим условием формирования экологической культуры подрастающего поколения, привлечения школьников к природоохранной деятельности, расширения экологического кругозора, воспитания бережного отношения к окружающей их природе. Экологическая грамотность необходима в современном мире каждому человеку как члену общества и части природы, независимо от избранного пути, будущей профессии. Это знания для жизни! Взаимодействие со школами округа осуществляется и в ходе организации экологических акций, конференций, слетов, а так же при подготовке и проведении муниципальных смотров-конкурсов школьных дворов (Конкурс «Школьный двор») и смотров-конкурсов территории детских садов (Конкурс «Двор Детства»). Детский экологический центр курирует данную работу. Так, ежегодно, уже более 20 лет, ДЭЦ проводит ряд семинаров для педагогических и руководящих работников образовательных организаций муниципалитета, где оказывается консультативно-методическая помощь в организации озеленения и благоустройства территорий дворов школ и дошкольных образовательных учреждений, в подготовке и проведении различных экологических мероприятий, в организации исследовательской и проектной работы. Разработаны и распространены для участников семинаров различные виды методической продукции: «Алгоритм организации исследовательской и проектной деятельности», «Структура исследовательской работы», «Примерная тематика исследований природы родного края», «Организация функциональных зон для пришкольной территории», «Озеленение территории дошкольного образовательного учреждения», «Ландшафтный дизайн детского сада», «Положения о ежегодных районных конкурсах» и др. Ведение учебно-исследовательской деятельности в учреждении является наиболее приоритетным направлением работы. Это одна из перспективных форм экологического образования и воспитания детей и подростков, эффективный метод воспитания экологической культуры, носящий ярко выраженный межпредметный характер. Исследовательская работа служит выявлению и развитию одаренных детей. По утверждению А.Н. Колмогорова, выдающегося русского ученого ХХ века, лучшим тестом на одаренность является участие в исследовательской деятельности. В течение всего учебного года, как учащиеся учреждения, так и всего округа имеют возможность участвовать в огромном количестве конкурсов, олимпиад, конференций, слетов, что позволяет проявить их индивидуальные способности, удовлетворить жажду открытий, получить общественное признание своих заслуг, сформировать карьерное портфолио, необходимое для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях. Ведение исследовательской деятельности предусмотрено и дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами, начиная с младшего школьного возраста, элементы исследований присутствуют и в дополнительных образовательных программах дошкольников. Ежегодно с 2000 года Детский экологический центр организует и проводит окружную научно-практическую экологическую конференцию школьников «Экология. Культура. Образование». Это одна из главных форм контроля результатов учебно-исследовательской и проектной работы. Конференция дает возможность привлечь в эту деятельность широкий круг учащихся Шпаковского муниципального округа, выявить обучающихся, способных к научному поиску и заинтересованных в повышении интеллектуального и культурного уровней. Участники Конференции получают стимул к дальнейшему творчеству, приобретают опыт публичной защиты собственных исследований, обмениваются мнениями со своими сверстниками. Многие из участников конференции являются членами научно-исследовательского общества (НИО) «Горицвет», организованного на базе нашего учреждения, созданного с целью повышение качества исполнения исследовательских работ и проектов; формирования навыков научно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Возникают и некоторые проблемы при организации учебно-исследовательской деятельности. Такие как, недостаточное ресурсное и материально-техническое обеспечение наукоёмких и материалоемких видов деятельности; определенные сложности в проведении полевых исследований, в поиске и разработке новых методик и выборе тематик. Однако, не смотря на это, исследовательскую деятельность необходимо развивать, чтобы каждый учащийся делал открытие сначала для самого себя, а затем уже для развития современной науки. И в этом есть определенно значимые успехи. Так, за последние 3 года, юные экологи нашего округа подготовили более 200 научных работ по самым различным экологическим тематикам. Лучшие из них представлялись на конкурсы разного уровня: региональные, межрегиональные, всероссийские, международные. Неоднократно призеры Конференции становились победителями Всероссийских мероприятий, наиболее значимые исследовательские проекты опубликованы на сайте ДЭЦ. Если оценивать общий научный вклад наших юных исследователей в изучении экологии нашего края, округа, то можно отметить наиболее значимые результаты: (представлены на слайде) • обнаружение новой популяции в Крае редкого, занесенного в Красную книгу, вида бабочек – Поликсены; • разработка технологии промышленного выращивания в нашем районе Прутняка, как перспективной кормовой культуры; • проведено сортоиспытание картофеля, выявлены наиболее перспективные сорта и рекомендованы для выращивания в нашем районе; • впервые в Южном Федеральном округе подобрана коллекция более чем 70 видов Хавортий, подробно изучены их эколого-биологические особенности; • проведено комплексное изучение редких видов растений степи Шпаковского района, состояния их популяций на территории края для разработки методов их охраны и с целью сохранения биоразнообразия; • впервые проанализировано распространение ряда Папоротникообразных по изучаемой территории с учетом новейших данных и проведено изучение некоторых популяций редких папоротников; • проведено изучение впервые обнаруженного обучающимися и педагогами во флоре Ставропольского края вида папоротников - Костенца зеленого; • впервые подробно изучены эколого-биологические особенности редкого, занесенного в Красную Книгу Ставропольского края, паразитического растения – Дифилипеи красной. За успешное участие во Всероссийских мероприятиях эколого-биологической направленности обучающиеся отмечены 12-ю грантами Президента РФ. Успехи одарённых детей на поприще науки подтверждают роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций. Навыки проведения исследований станут им необходимыми для получения образования в высших учебных заведениях. Так, многие Юные натуралисты-исследователи, участники конкурсов и конференций, авторы научно-исследовательских работ, сегодня – студенты профильных ВУЗов Ставрополя, Москвы, С.-Петербурга. Это и уже настоящие и будущие врачи, педагоги, ландшафтные дизайнеры, инженеры-экологи, фармацевты, ветеринарные врачи и т.д. Все они – наша гордость! Почетные гости нашего Центра! Одним из самых значимых мероприятий, проводимым Детским экологическим центром является окружной слет УПБ и ТОШ, который проходит ежегодно в апреле месяце вот уже на протяжении 24-х лет. Слет организуется на высоком уровне. И здесь без тесного сотрудничества с нашими школами и организациями дополнительного образования не обойтись. Это касается и подготовки торжественного открытия, и проведения конкурсов профессионального мастерства, и организации тематических экскурсий, мастер-классов и других внеконкурсных мероприятий. Для организации высокого уровня судейства конкурсов профессионального мастерства Слета, на основании Распоряжения Главы муниципального округа приглашаются специалисты управления сельского хозяйства, Россельхозцентра, Северо-Кавказским Федеральным научным аграрным Центром, районной станции по борьбе с болезнями животных, «Агропромтехники», Ставропольского сельскохозяйственного информационно-консультационного центра; отдела мониторинга плодородия почв Государственного центра агрохимической службы «Ставропольский» и другие. Данные специалисты оказывают и консультативную помощь участникам Слета. Подготовка сборной команды УПБ Шпаковского муниципального округа, состоящей из победителей конкурсов профессионального мастерства, для участия в Краевом слете УПБ осуществляется под руководством Детского экологического центра с непосредственным участием педагогов школ. Это кропотливая совместная работа, которая дает определенный результат. Команда УПБ нашего округа является неоднократным победителем и призером краевого и Всероссийского Слетов. Большинство участников Слетов УПБ разных уровней ориентированы на поступление в аграрные ВУЗы, преимущественно в Ставропольский аграрный университет. В заключении хотелось бы сказать, что система дополнительного образования обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманитаризации. Все виды детских объединений, независимо от их профиля, развивают у детей способности к самопознанию и самоопределению.