Выступления на семинаре 28.02.2020 г. «Трудовое воспитание в основе гражданского и нравственного воспитания школьников Шпаковского района»
«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач». «Самое воспитание, если оно желает человеку счастье, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» К.Д. Ушинский
1. Сидоренко С.В. Тема сегодняшнего семинара: «Трудовое воспитание в основе гражданского и нравственного воспитания школьников Шпаковского района». Трудовое воспитание лежит в основе гражданского и нравственного становления личности. Оно рассматривается как часть воспитательной программы в рамках образовательной программы школы, которая разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов с учётом примерных образовательных программ. В школе трудовое воспитание является одним из ведущих направлений воспитательной работы, так как, раскрывая сущность каждого из направлений воспитательной работы (эстетическое, физическое, экологическое, нравственное, гражданско-патриотическое), невозможно представить без тесной связи с трудовым воспитанием, оно пронизывает все направления и сферы деятельности ученика и учителя. Развитие нравственности и ума, физическое и эстетическое совершенство личности происходит преимущественно в труде. Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности. Участие школьников в экологических субботниках, природоохранных акциях, в благоустройстве школьного двора, оказании социально-трудовой помощи ветеранам или пожилым людям, в работе туристических, краеведческих и декоративно-творческих кружков способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию. Мы твердо убеждены, что от решения проблемы трудового воспитания зависит будущее каждого молодого человека и будущее всего общества.
Сегодня мы будем говорить о мероприятиях, которые, так или иначе, решают вопросы трудового воспитания в школе.
- Районный слет ученических производственных бригад. Если говорить о результатах Слета прошлого года, следует отметить достаточно высокую активность многих общеобразовательных школ. Отметим повышение активности и результативности участия в Слете у следующих образовательных организаций: МБОУ СОШ №1, МБОУ СОШ №5, МКОУ СОШ №6, МКОУ СОШ №11, МКОУ СОШ №14, МБОУ СОШ №19. Показатели остаются примерно на одном уровне у МБОУ Лицей №2, МКОУ СОШ №12, МБОУ СОШ №15, МБОУ СОШ №16 и МБОУ СОШ №30. Высокие результаты (более 150 баллов) показали в текущем году: МБОУ СОШ №1, МБОУ СОШ №5, МКОУ СОШ №6, МБОУ СОШ №8, МБОУ СОШ №15 и МБОУ СОШ №16. Можно отметить, что итоговый балл в большей степени зависит от количества участников Слета, чем даже от количества призовых мест. Напомним, что по итогам краевого Слета у команды Шпаковского муниципального района по сумме баллов первое командное место. Традиционно в нашем районе наибольшее число участников краевых Слетов предоставляет и готовит средняя школа №15, хорошие итоги участия также у средних школ №16 (с. Дубовка), №1 (г. Михайловск), №9 (ст. Темнолесская). Ранее сравнительно высокие результаты наблюдались у школ №8 (с. Сенгилеевское), №10 (пос. Цимлянский), №13 (с. Надежда), но за последние три учебных года результативность данных школ снизилась. В этом году районный Слет запланирован на 24 апреля на базе средней школы №15 с. Казинка. Конечно же, он будет посвящен 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим запланировано, в рамках конкурсов профессионального мастерства, проведение конкурса «ЮНЫЙ ЭКСКУРСОВОД».
2. Жирова И.Н. Победа в Великой Отечественной войны была достигнута благодаря прочному единству фронта и тыла. Труженики сельского хозяйства страны, в том числе Ставропольского края, в течение четырех лет снабжали Красную Армию, население городов и промышленных центров продовольствием, различными видами сельскохозяйственного сырья и материалами. Работники сельского хозяйства, которые сами, часто находясь в условиях полуголодного существования, работая на износ, на пределе человеческих сил и возможностей, своевременно поставляли миллионы тонн хлеба, мяса, масла и других продуктов питания в фонд обороны государства. Следовательно, очень важно изучать деятельность сельских тружеников в условиях перестройки целой отрасли народного хозяйства для работы в новом режиме, который характеризовался острой нехваткой материально-технических средств, с одной стороны, и необходимостью увеличения количества сельскохозяйственной продукции, с другой стороны. Патриотизм жителей села позволил преодолеть военные трудности, обеспечить страну необходимым продовольствием, победить вражеские полчища. Вклад крестьян в дело разгрома нацистских агрессоров столь же значителен, как и ратный подвиг воинов Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны. Цель конкурса: приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности; воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к культурному наследию родного края, допрофессиональная ориентация учащихся. Задачи конкурса: • способствовать формированию гражданской позиции и патриотизма; • раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашизмом; • показать труд жителей села в годы великой Отечественной войны, проявивших свои лучшие качества патриота, гражданина, человека в суровых условиях военного времени, воздав тем самым дань их памяти; • отработать навыки работы с различными историческими источниками, • показать трудовой подвиг жителей села в годы войны. Участники конкурса. К участию в Конкурсе приглашаются обучающиеся общеобразовательных организаций Шпаковского района в возрасте от 14 до 18 лет, разработавшие экскурсионные проекты по теме «Ставропольское село в годы Великой Отечественной войне». Условия конкурса: Для участия в Конкурсе необходимо подготовить виртуальную экскурсию (презентацию) по экспозиции «Ставропольское село в годы Великой Отечественной войны», продолжительностью не более 7 минут. Для сопровождения экскурсии, возможно, использовать «портфель экскурсовода», наглядные информационные стенды–раскладушки, альбомы, копии фотографий, экспонаты школьного музея, разрешенные к использованию в демонстрационных целях. Тематика конкурсных работ может отражать следующие вопросы: «Военное детство на колхозных полях», «Труженики тыла», «Труд женщин в годы войны золотыми буквами вписан в героическую летопись страны», «Что ели, как работали, как учились во время войны. Воспоминания из тыла». На конкурс предоставляется текст экскурсии в печатном виде.
3. Талалаев Г.В. Районный конкурс «Школьный двор-2020», посвященный 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Поклон и память поколений» (далее - Конкурс) На конкурс принимаются реализованные на территории школьного двора дизайнерские проекты. Конкурс проводится с 29 мая 2020 года по 05 июня 2020 года. Направления конкурсных работ: «Цветник Победы», «Аллея Победы», «Мемориал Победы» и др. Необходимое условие конкурса - это клумбы, цветники и другие элементы двора, символично отражающие 75-летие Великой Победы (например: клумбы, цветники в форме пятиконечной звезды, Георгиевской ленты и других символов Великой Победы). Районный оргкомитет проводит оценку конкурсных материалов участников Конкурса в период с 29 мая 2020 г. по 05 июня 2020 г. Работы представляются на Конкурс в электронном виде. Структура конкурсных материалов: - описание проекта - фотоматериалы, иллюстрирующие проделанную работу