Выявление и поддержка одаренных детей через организацию исследовательской деятельности
Выявление и поддержка одаренных детей через организацию исследовательской деятельности.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н.Колмогоров
Уважаемые участники заседания!
Проблема развития исследовательских навыков стала одной из наиболее актуальных в связи с введением в общеобразовательных учреждениях ФГОС. В системе дополнительного образования эколого-биологического профиля исследовательская деятельность обучающихся – это одна из перспективных форм экологического образования и воспитания. Исследовательская работа служит выявлению и развитию одаренных детей. По утверждению А.Н. Колмогорова, выдающегося русского ученого ХХ века, лучшим тестом на одаренность является участие в исследовательской деятельности. В правильности этого утверждения нам приходится убеждаться на практике. Поэтому одной из основных задач Детского экологического центра является осуществление научно – исследовательской деятельности эколого-биологической направленности.
Организация исследовательской работы с экологическим содержанием – это еще и один из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры, носящий ярко выраженный межпредметный характер. Юные исследователи включены в реальную профессиональную интеллектуальную деятельность, что обеспечивает их активную познавательную потребность, позволяет сформировать карьерное портфолио, необходимое для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях. Свою деятельность педагогический коллектив Детского экологического центра осуществляет в тесном сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями, что позволяет создать единую образовательную среду, максимально приблизить услуги дополнительного образования, составить базу данных детей и подростков района, интересующихся эколого-биологическими дисциплинами, имеющих склонность к самостоятельной либо коллективной исследовательской и проектной деятельности по экологии и биологии, для ранней диагностики одаренных детей и возможности заинтересовать обучающихся проблемами изучения и охраны природы Ставрополья.
В Учреждении нет психолога, поэтому работу по выявлению и сопровождению одарённого ребенка возможно только совместно со школами. Так же большое значение при выявлении уровня биологических знаний обучающихся, его основных интересов имеет тесное сотрудничество Детского экологического центра с учителями биологии школ района. Это дает возможность получить более весомый результат исследования.
Взаимодействие со школами района осуществляется и в ходе подготовки и проведения районных экологических мероприятий, что является своеобразным отчётом о результатах научных изысканиях юных исследователей. В течение всего учебного года учащиеся имеют возможность участвовать в огромном количестве конкурсов, олимпиад, конференций, слетов, что позволяет проявить их индивидуальные способности, удовлетворить жажду открытий, получить общественное признание своих заслуг.
Ежегодно с 2000 года проводится районная научно-практическая экологическая конференция школьников «Экология. Культура. Образование» - одна из главных форм контроля результатов учебно-исследовательской и проектной работы. Конференция дает возможность привлечь в эту деятельность широкого круга учащихся Шпаковского района, выявлению обучающихся, способных к научному поиску и заинтересованных в повышении интеллектуального и культурного уровней.
Участники Конференции получают стимул к дальнейшему творчеству, приобретают опыт публичной защиты собственных исследований, обмениваются мнениями со своими сверстниками. Многие из участников конференции являются членами научно-исследовательского общества (НИО) «Горицвет», организованного на базе ДЭЦ, созданного с целью повышение качества исполнения исследовательских работ и проектов; формирования навыков научно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Возникают и некоторые проблемы при организации учебно-исследовательской деятельности. Такие как, недостаточное ресурсное и материально-техническое обеспечение наукоёмких и материалоемких видов деятельности; определенные сложности в проведении полевых исследований, в поиске и разработке новых методик и выборе тематик.
Однако, не смотря на это, исследовательскую деятельность необходимо развивать, чтобы каждый учащийся делал открытие сначала для самого себя, а затем уже для развития современной науки. И в этом есть определенно значимые успехи. Так, за последние 3 года, юные экологи нашего района подготовили более 200 научных работ по самым различным экологическим тематикам. Лучшие из них представлялись на конкурсы разного уровня: региональные, межрегиональные, всероссийские, международные. Неоднократно призеры Конференции становились победителями Всероссийских мероприятий, наиболее значимые исследовательские проекты опубликованы в сборнике «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья», на сайтах ДЭЦ и ФДЭБЦ, более 70 работ. За успешное участие во Всероссийских мероприятиях эколого-биологической направленности обучающиеся ДЭЦ отмечены 12-ю грантами Президента РФ.
Если оценивать общий научный вклад наших юных исследователей в изучении экологии нашего края, района, то можно отметить наиболее значимые результаты: • обнаружение новой популяции в Крае редкого, занесенного в Красную книгу, вида бабочек – Поликсены; • разработка технологии промышленного выращивания в нашем районе Прутняка, как перспективной кормовой культуры; • проведено сортоиспытание картофеля, выявлены наиболее перспективные сорта и рекомендованы для выращивания в нашем районе; • впервые в Южном Федеральном округе подобрана коллекция более чем 70 видов Хавортий, подробно изучены их эколого-биологические особенности; • проведено комплексное изучение редких видов растений степи Шпаковского района, состояния их популяций на территории края для разработки методов их охраны и с целью сохранения биоразнообразия; • впервые проанализировано распространение ряда Папоротникообразных по изучаемой территории с учетом новейших данных и проведено изучение некоторых популяций редких папоротников; • проведено изучение впервые обнаруженного обучающимися и педагогами во флоре Ставропольского края вида папоротников - Костенца зеленого; • впервые подробно изучены эколого-биологические особенности редкого, занесенного в Красную Книгу Ставропольского края, паразитического растения – Дифилипеи красной.
Успехи одарённых детей на поприще науки подтверждают роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций. Навыки проведения исследований станут необходимыми для получения образования в высших учебных заведениях, Исследования детей и подростков по экологии видятся особенно актуальными и значимыми в 2017 годы, объявленным Указами Президента Российской Федерации В.В.Путина Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий в России.
Хочется закончить свое выступление словами Виталия Бианки: «…Весь огромный мир вокруг меня полон неизвестных тайн, и я их буду открывать всю жизнь, потому, что это самое увлекательное занятие в мире».