Кудрявцева Е.Ю., педагог дополнительного образования материалы педагогического совета № 2 от 26.10. 2018 год
В экологию через творчество. (К 100-летию системы дополнительного образования)
Экологическое образование в том или ином виде присутствует в деятельности практически всех учреждений дополнительного образования, при этому них есть и большой потенциал для его расширения и углубления. «Чтобы спасти мир, – говорят ученые, – необходимо совершить переход от агрессивно-потребительской цивилизации к альтернативной, к раскрытию глубинных потенций бытия человека». Но самоограничение потребностей и насилия, чтобы быть действенным, должно основываться не на принуждении, а на свободе воли каждого человека. Возможно такое только при становлении любовно-творческой структуры личности и образа жизни. Чтобы преодолеть разлад с природой, требуется новое отношение к ней как к родственному человеку, ощущение внутреннего единства человека и природы. Необходимо научить детей видеть красоту природы, замечать уникальность её отдельных объектов и явлений: распускающийся цветок,журчащий ручеёк, закат, чарующий игрой красок. Необходимо каждому ребенку дать шанс стать в какой-то степени экологом – научиться любить и понимать природу. Методы и приемы здесь допустимы самые различные. Поскольку все дети разные, то и заинтересовать вопросами охраны окружающей среды одних можно через написание экологической сказки, других – через экологический театр, а третьи предпочтут экологическую журналистику, фотографию или декоративно-прикладное творчество из природного материала. Экология – не просто научная дисциплина и название одного из школьных предметов. Экология – это весь строй отношений с жизнью каждого конкретного человека. И формируется экологическое мышление вместе со всеми прочими представлениями о жизни, то есть уже в раннем детстве, а не тогда, когда ее начинают проходить в школе. Тем более, что подросток, впервые встретившийся с экологией как школьным предметом, имеет все шансы ее действительно «пройти». Мимо. Какие бы теоретические знания по экологии ни получил человек в школе, они не будут им реально использоваться при отсутствии личной заинтересованности, включенности в проблему. Как можно более раннее знакомство с азами экологической проблематики в целом не вызывает сомнений. Другое дело – как именно происходит это знакомство. Практически любому ребенку знакомо чувство единства с природой. Он умеет видеть мир глазами цветов и знает, о чем думает ворона. Но если у многих детей с возрастом это умение, к сожалению, пропадает, то у детей рисующих или занимающихся декоративным творчеством оно поддерживается и развивается. Умение видеть природу изнутри ее собственными глазами, ищет своего выражения, которым становится рисунок или поделка. Ребенок учится вниманию к миру, обнаруживает, что в природе нет двух одинаковых объектов. В строении, цвете и форме каждого пера птицы, каждого листа на дереве множество неповторимых признаков. Более того, обнаруживается, что невозможно изобразить мир без способности переживать глубинное единство с ним. А у погруженного в это переживание человека исчезает психологическая преграда, отделяющая от природы, рождается новое отношение к действительности. Пережив хоть раз чувство единства с миром, человек уже не может относиться к нему как к чему-то утилитарному, он всегда ощущает, что другая жизнь имеет собственную, независимую от него, ценность. Не это ли понимание и принятие другого, признание ценности существования всего живого и есть конечная цель экологического воспитания? И, наверное, именно эти, глубоко нравственные, качества придают такую неповторимую прелесть творческим работам обучающихся и находят отклик у зрителей. Одной из основных задач экологического образования и воспитания детей является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, навыки, направленные на охрану родной природы. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. Вся система работы по экологическому образованию и воспитанию имеет целью дать необходимый объем знаний, воспитать экологическую культуру, мировоззрение. А главная ценность быть в гармонии с природой.Для формирования ответственного отношения к природе,теоретических и практических знаний и умений недостаточно. Важным фактором создания этого объединения стало то, что дети хотят и желают участвовать в исследовательской и природоохранной деятельности. Задачи: формирование у детей чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности дошкольников, способствовать сплочению детского коллектива; способствовать развитию мышления, творчества, внимания, наблюдательности и развития новых идей через творчество осуществлять проектную и исследовательскую деятельность. Детское творчество и игра - самый лучший способ для младшего школьника познания окружающего мира. Свободно взаимодействуя с природными материалами, дети узнаю особенности живой и неживой природы, реализуют свой познавательный и творческий потенциал, выражают индивидуальность, образовательную избирательность. Каждый ребенок окунулся в прекрасный мир природы и детского искусства, эко-мастерские стали финальным мероприятием летнего оздоровительного лагеря «Березка» и началом нового увлекательного учебного года.