Воскресенье, 05.05.2024, 06:17
Приветствую Вас Гость | RSS

МБУ ДО "Детский экологический центр"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. [119]
Статьи и методические разработки педагогов МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов"
Статьи и тезисы обучающихся [49]
Статьи и тезисы исследовательских работ обучающихся МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов" (в том числе в соавторстве с педагогами-руководителями)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п.

Учимся быть исследователями. Проектно-исследовательская деятельность эколого-биологической направленности для достижения образовательных результатов
«Учимся быть исследователями: проектно-исследовательская деятельность эколого-биологической направленности для достижения образовательных результатов»
(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА II КРАЕВОМ СЪЕЗДЕ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ)

Талалаев Григорий Владимирович,
методист МБУ ДО
«Детский экологический центр»

Проблема развития исследовательских навыков стала одной из наиболее актуальных в связи с введением в общеобразовательных учреждениях ФГОС. В системе дополнительного образования эколого-биологического профиля исследовательская деятельность обучающихся – это одна из наиболее перспективных форм экологического образования и воспитания. Исследовательская и проектная работа служит выявлению и развитию одаренных детей, что является главной целью российского образования.
Поэтому одной из основных задач Детского экологического центра является осуществление учебно-исследовательской деятельности эколого-биологической направленности.
Организация исследовательской работы с экологическим содержанием – это еще и один из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры, носящий ярко выраженный межпредметный характер.
Всегда существует проблема выявления обучающихся, интересующихся биологическими науками, которые могут включиться в исследовательскую и проектную работу, примут участие в конкурсных мероприятиях. Сейчас эта проблема обострилась, т.к. нагрузка на детей в школах значительно возросла.
Педагогический коллектив нашего Центра осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями города и района, что позволяет создать единую образовательную среду, максимально приблизить услуги дополнительного образования, составить базу данных детей и подростков района, интересующихся естественными дисциплинами для ранней диагностики одаренных детей.
Уже более 10 лет в нашем крае проводится экологическая акция «Сохраним природу Ставрополья», в которой Шпаковский район принимает активное участие. Наряду с массовыми субботниками, акциями, экологическими десантами, данная Акция включает и проведение множества конкурсных мероприятий экологической направленности: муниципальные этапы конкурсов «Подрост», «Юннат», юных исследователетелей окружающей среды, Водного конкурса старшеклассников, олимпиады Созвездие.
В Учреждении нет психолога, поэтому работу по выявлению и сопровождению одарённого ребенка возможно только совместно со школами. Так же большое значение при выявлении уровня биологических знаний обучающихся, его основных интересов имеет тесное сотрудничество Детского экологического центра с учителями биологии школ района. Это дает возможность получить более весомый результат исследования.
Именно эти одарённые дети, имеющие склонность к самостоятельной либо коллективной исследовательской и проектной деятельности по экологии и биологии, должны быть заинтересованы проблемами изучения и охраны природы Ставрополья.
Взаимодействие со школами района осуществляется и в ходе подготовки и проведения районных экологических мероприятий, что является своеобразным отчётом о результатах научных изысканиях юных исследователей. В течение всего учебного года учащиеся имеют возможность участвовать в огромном количестве конкурсов, олимпиад, конференций, слетов, например, таких, как районный и краевой слеты УПБ, слет экологов Ставрополья, олимпиада школьников по экологии, районная экологическая конференция,что позволяет проявить их индивидуальные способности, удовлетворить жажду открытий, получить общественное признание своих заслуг.
Серьезными проблемами большинства учреждений дополнительного образования является недостаточное ресурсное и материально-техническое обеспечение наукоёмких и материалоемких видов деятельности. Часть проблемы слабого финансирования решает социальное партнерство, так, например, помощь спонсоров. В последний год Центр дважды принимал участие в массовых мероприятиях, организованных Ставропольским ботаническим садом.
Имеются также определенные сложности в проведении полевых исследований, усложнилось участие в выездных мероприятиях, практически все конкурсы являются платными. Ныне мы вынуждены проводить многие исследования в ближайшем природном окружении, на базе УОУ и учебной теплицы ДЭЦ. Ведь для овладения исследовательскими навыками, освоения научных методик, интересные объекты и явления могут быть в непосредственной близости. Существенную помощь в финансировании поездок к месту проведения очных конкурсов (гг. Москва, С.-Петербург, Королев и т.д.) оказывают родители школьников, в то же время, школы, имеющие УПБ, часто могут профинансировать такие поездки из дохода бригады. Что также является привлекательным для расширения количества ученических производственных бригад.
Наш центр очень плотно в течение ряда лет сотрудничает с ВУЗами. Однако выбор тематик исследований, поиск и разработка соответствующих методик в последнее время стали осложняться загруженностью преподавательского состава ВУЗов и научных работников, которые еще несколько лет назад оказывали существенную консультативную помощь обучающимся Центра. Специалисты нашего Центра, тем не менее, регулярно организует районные семинары для педагогических работников школ и консультации для обучающихся.
Несмотря на все эти трудности, исследовательскую деятельность необходимо развивать, чтобы каждый учащийся делал открытие сначала для самого себя, а затем уже для развития современной науки. И в этом есть определенно значимые успехи.
Так, за последние годы, юные экологи нашего района подготовили более 200 научных работ по самым различным экологическим тематикам.
За успешное участие во Всероссийских мероприятиях эколого-биологической направленности, таких как конкурс юных исследователей окружающей среды, олимпиада «Созвездие», конкур Юннат отмечены 12-ю грантами Президента РФ.
Если оценивать общий научный вклад наших юных исследователей в изучении экологии нашего края, района, то можно отметить наиболее значимые результаты:
• обнаружение на территории края новой популяции редкого, занесенного в Красную книгу вида бабочек – Поликсены;
• разработка технологии промышленного выращивания в нашем районе Прутняка,как перспективной кормовой культуры;
• проведение сортоиспытания картофеля, выявление наиболее перспективных сорта и разработка рекомендаций по их выращиванию в нашем районе;
• впервые в Южном Федеральном округе подобрана коллекция более чем 70 видов Хавортий, подробно изучены их эколого-биологические особенности;
• исследование (впервые в РФ) биологических особенностей и практических перспектив прививки ряда редких суккулентных растений;
• проведение комплексного изучения редких видов растений степи Шпаковского района, состояния их популяций для разработки методов охраны и с целью сохранения биоразнообразия;
• анализ распространения ряда Папоротникообразных по территории Шпаковского района и г. Ставрополя с учетом новейших данных и проведение изучения некоторых популяций редких папоротников;
• изучение впервые обнаруженного обучающимися и педагогами во флоре Ставропольского края вида папоротников - Костенца зеленого;
• исследование перспектив практического применения водяного гиацинта в процессе очистки сточных вод;
• подробное изучение эколого-биологических особенностей редкого, занесенного в Красную Книгу Ставропольского края, паразитического растения – Дифилипеикрасной;
• исследование поражения популяций самшита завезенным несколько лет назад новым вредителем - самшитовой огневкой на ряде территорий СК и подготовка экологического проекта по восстановлению численности самшита.
Успехи одарённых детей на поприще науки подтверждают роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций. Навыки проведения исследований становятся необходимыми для получения образования в высших учебных заведениях, так большинство из серьезно занимавшихся наукой ребят нашего центра сегодня – студенты профильных ВУЗов Ставрополя, Москвы, С.-Петербурга. Все они – наша гордость.
Хочется закончить свое выступление словами Виталия Бианки: «…Весь огромный мир вокруг меня полон неизвестных тайн, и я их буду открывать всю жизнь, потому, что это самое увлекательное занятие в мире».
Категория: Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. | Добавил: СЮН (29.11.2019)
Просмотров: 254 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск