Воскресенье, 19.05.2024, 05:08
Приветствую Вас Гость | RSS

МБУ ДО "Детский экологический центр"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. [119]
Статьи и методические разработки педагогов МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов"
Статьи и тезисы обучающихся [49]
Статьи и тезисы исследовательских работ обучающихся МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов" (в том числе в соавторстве с педагогами-руководителями)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п.

Трудовое воспитание как неотъемлемая часть экологического воспитания и образования
Трудовое воспитание как неотъемлемая часть экологического воспитания и образования

«Учить сажать сады – полезный нужный путь.
Нужнее – научить любить их: в этом суть»

Сложно представить себе современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания – важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования. Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии. Она дает возможность детям познать окружающий мир в действительности, дает возможность применять теоретические знания, полученные на уроках и практических занятиях. Труд оказывает положительное влияние на формирование положительных качеств личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки.
В условиях развития современного общества, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает и поэтому в этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.

Значительно возросла потребность в знаниях психологических основ трудового воспитания. Содержание требует от педагога основательной психологической вооруженности, умение учитывать, в своей работе возрастные особенности ребенка, закономерности формирования его личности.

Отношения человека с обществом, природой, с другими людьми осуществляется через труд. Трудолюбие считается мерилом ценности личности. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. Экологический подход становится всеобщим. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.

Трудовая деятельность должна стать для обучающих естественной физической и интеллектуальной потребностью. Экологическое сознание как важная составная часть мировоззрения обучающих формируется в процессе экологического воспитания. Оно представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранной работы. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредоточивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает обучающихся к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания.
В формировании экологического сознания обучающих большую роль играет их общественно полезный труд природоохранного характера: школьные лесничества, насаждение защитных полос, лесопитомников и садов, работы в охотничьих хозяйствах, зверосовхозах и на зверофермах.

Экологическое воспитание осуществляется в неразрывной связи с трудовым, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности; с эстетическим, развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранную деятельность учащихся; Основными показателями экологической воспитанности является понимание обучающих современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности, как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, как неотъемлемый компонент общего образования. Вокруг труда во многих педагогических системах концентрируется учебный материал. Труд – неотъемлемая часть физического и экологического воспитания.

МКОУ ДОД СЮН курирует работу УПБ и ТОШ в Шпаковском районе: осуществляет сбор информации о работе бригад в районе, совместно с сельхозуправлением администрации ШМР ежегодно организует и проводит районный слёт УПБ, проводит круглые столы и семинары для педагогических работников, консультации участников конкурса профмастерства, принимает активное участие в подготовке участников краевых (Всероссийских) слётов УПБ, освещает работу данного направления на сайте и в прессе.

В районе работает 5 УПБ и 17 трудовых объединений школьников, в которых в 2014г. было трудоустроено 2897 старшеклассников. Ученические бригады играют решающую роль в повышении уровня знаний учащихся, формировании трудовых навыков, развитии творческих, исследовательских, личностных качеств школьников.
На районном слете проводятся конкурсы профессионального мастерства: юных пахарей, юных операторов машинного доения, юных животноводов, юных полеводов, юных овощеводов, юных садоводов, юных лесоводов, юных экологов, юных рационализаторов и изобретателей, юных бригадиров ученических бригад. Как постоянный член жюри на конкурсе полеводов я хочу высказать свое предложение о необходимости расширения практической части конкурса полеводов на коллекции полевых культур УОУ школы.

Ежегодно на станции в сотрудничестве с центром занятости, реализуется программа предоставления рабочих мест школьникам. Каждый год СЮН трудоустраивает 8 человек.

В летний период на базе СЮН работает экологический лагерь с дневным пребыванием детей «Берёзка». Одним из направлений работы с детьми в лагере, является трудовое воспитание, направленное на формирование экологического мировоззрения, формирование культуры труда, через посильную трудовую деятельность на УОУ, в теплице и на экологической тропе СЮН.

МКОУ ДОДСЮН курирует организацию в районе экологических акций: «Сохраним природу Ставрополья», «Посади дерево», «Марш парков», «Каждой пичужке по кормушке», «Берегите первоцветы», «Чистый водоём», и других. Обучающие СЮН совместно со мной как с ПДО произвели посадку берёз, цветов. Заканчивая своё выступление я хочу выразить пожелание на дальнейшее совершенствования данного направления.[r][/r][r][c]
Категория: Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. | Добавил: Danolya2008 (26.09.2014)
Просмотров: 2476 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск