Воскресенье, 05.05.2024, 06:28
Приветствую Вас Гость | RSS

МБУ ДО "Детский экологический центр"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. [119]
Статьи и методические разработки педагогов МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов"
Статьи и тезисы обучающихся [49]
Статьи и тезисы исследовательских работ обучающихся МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов" (в том числе в соавторстве с педагогами-руководителями)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п.

Роль природы в развитии творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста
Роль природы в развитии творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста (по материалам дополнительной обще образовательной (общеразвивающей программы «В мастерской природы»)

Хотелось бы начать свое выступление словами великого русского педагога Ушинского: «…логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». И еще его слова «…я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».
Природа, является средой обитания человека, источником его жизненной силы. Природа вдохновляет человека. Она заключает в себя огромный потенциал всестороннего развития личности. Особенно эффективно осуществляется это развитие, если начать его с раннего детства. О восприимчивости ребёнка в дошкольные годы написано немало. Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его сенсорное восприятие, вызывает чувство восторга. Наиболее полно ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Дополнительная общеразвивающая программа «В мастерской природы» позволяет: учесть интересы детей 9-14 лет к изучению окружающего мира и к занятиям творчеством, независимо от их одаренности, способности, а так же обеспечивает условия развития личных качеств ребёнка через восхождение к самостоятельности и свободе творчества. Программа рассчитана на три года обучения.
Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. Она помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и необходимо воспитывать у детей с раннего возраста.
Природа - это готовая мастерская для развития фантазии и воображения ребенка. Она открывает свои секреты тем, кто внимательно и бережно относится к ней. Шаг за шагом, узнавая тайны природы, человек совершенствует свое творчество. Через общение детей с природой можно сформировать у них потребность в красоте, в самовыражении через творчество.
Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А.Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование экологической культуры и эстетического вкуса. В этом вижу главную педагогическую целесообразность деятельности детского объединения «В мастерской природы».
Как же через творчество привить детям любовь к природе? Сопровождая творческую деятельность информацией о выполняемом объекте, происходит активизация мыслительной деятельности. Ребенок не только научится находить себе занятие по интересам, но и посмотрит на мир другими глазами. Он многое сделает для окружающего его мира, если на цветок посмотрит глазами творца, вспомнит, с каким интересом он изготавливал его сам, заметит красоту стрекозы или бабочки, сравнит ее с той, которую выполнял из кожи, теста или семян.
Контакты с природой, постоянное общение с ней являются важнейшим средством и условием формирования экологической культуры ребенка, процесс становления и развития которой не прост и длителен.
Художественное воспитание и экологическое сознание в сочетании с другими областями знаний формирует в ребенке чувство, которое называется мировосприятием.
А ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития не только навыков работы с природным материалом, не только развитие моторики рук, но и развитие интеллекта и психики ребенка. Ручной труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, творческих способностей, то есть общего, всестороннего развития ребенка. В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
К тому же, открытие в себе творческой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в других сферах жизни – в учебе, в общении.
Именно на основании вышеизложенного была предпринята попытка разработки данной программы.
Основная идея программы –
- формирование экологической культуры обучающихся через художественно-эстетическое восприятие природы и отображение ее в декоративно-прикладном творчестве;
- создание условий для параллельного изучения теоретических основ биологии, экологии, охраны природы и различных видов декоративно-прикладного искусства, что способствует более полному осмыслению и восприятию окружающей действительности, раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Программа составлена на основании многочисленных литературных источников по изучению окружающего мира, по работе с природным материалом, фитодизайну, кожаной пластики, флористики.
Направленность программы на взаимодействие различных видов деятельности дает ребенку возможность получать более глубокие знания, а создание своеобразной среды на занятиях способствует активизации процессов самопознания и саморазвития. Приобретение комплексных знаний позволяет обучающемуся анализировать впечатления, ощущения окружающего мира и воплощать их в индивидуальных проектах: как экологической направленности, так и декоративно-прикладного творчества.
Актуальность программы. Программа «В мастерской природы» призвана помочь детям в саморазвитии экологической культуры. Она дает возможность детям для самоопределения в социуме, формирует эстетическое восприятие природы, умения воплощать увиденное в практической, творческой деятельности. Программа предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы с детьми, хотя и не ставит основной задачей выбор профессий. Каждый ребенок, пройдя курс обучения, приобретет новое увлечение, возможно, свою дорогу в жизни.
Новизна программы «В мастерской природы» в том, что она вариативна, то есть может использоваться в работе с детьми разного возраста, учитывается подготовленность детей и выбирается технология для изготовления поделок. Программа позволяет осуществить интеграцию различных направлений науки экологии и творчества.
Отличительные особенности программы:
- программа по содержанию является интегрированным курсом: каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (лепка, кожаная пластика, аппликация, флористика и другая работа с природным материалом);
- знания детей усложняются и конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей обучающихся, формирование экологической культуры и экологически грамотной личности, а также целостного эстетического мировоззрения через приобщение к декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
- формирование представлений у детей о месте человека в природе;
- развитие интереса обучающихся к изучению экологии и биологии;
- обучение методикам работы с различным природным материалом и способам анализа полученных результатов;
- развитие навыков трудовой деятельности, умения самостоятельно ставить перед собой цель и задачи, последовательно и ответственно их выполнять;
- развитие естественного интереса к окружающей среде, живому миру, к познанию природы;
- создание условий для формирования творческой активности обучающихся;
- формирование нравственно – эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
- воспитание бережного отношения к природе, уважение к труду и профессиональному мастерству трудящегося человека, стремление к здоровому образу жизни;
- овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде.
I год обучения дает возможность обучающимся «почувствовать разнообразный природный материал, что расширяет представления детей об окружающем мире, о мире природы. Происходит становление особого мира фантазии детей и реализация своего творчества через практическую работу по заданной теме.
Во II год обучения систематизируются и углубляются знания, умения по тем же основным разделам программы, которые изучались в I год обучения. Обучающиеся реализуют свой творческий замысел от создания одной работы до композиционно выстроенного творческого проекта.
Основная форма работы – учебные занятия. Важное место при подготовке занятий уделяется методу экологического воспитания – беседе. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными и растениями. Практически при изучении всех тем программы используется метод этических бесед. Именно участие в беседе дает обучающимся возможность понять целесообразность выбора того или иного образца поведения, мотивы своего или чужого поступка.
Лекция в данной программе используется редко, однако при необходимости позволяет обучающимся усвоить больший объем учебного материала.
На экскурсии обучающиеся получают знания, наблюдая за живыми объектами, разнообразными процессами, происходящими в природе, а также учатся видеть красоту явлений природы, замечать необычное в обычном, а так же во время экскурсий происходит сбор природного материала.
Тем обучающимся, кто готовится в ближайшее время принимать участие в выставках и конкурсах, в подготовке к ним большую помощь оказывают индивидуальные занятия.
С целью формирования умений и навыков с обучающимися проводятся практические занятия, которым отводится большая часть программы. Их отличие состоит в меньшей регламентации и большей самостоятельности обучающихся в своей практической деятельности. Все практические занятия способствуют развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Большая часть при проведении практических занятий отводится работе с кожей (используется старая кожаная одежда, отходы производства), так как это удивительно эластичный материал.
Для детей работа с кожей очень интересна. Она приучает их быть более внимательными и ответственными (работа с электронагревательными приборами, спиртовками, с шилом, пинцетом и др.), к тому же кожа несет в себе массу положительной энергии, так как это натуральный материал. Это и мой любимый материал. Разнообразный по внешнему виду, прочный, пластичный, интересный в работе. Недаром человечество по достоинству оценило качества этого древнего материала. Настоящие «произведения искусства» получаются из этого природного материала.



Все познанное, увиденное в природе находит отражение в творческих работах учащихся. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Необходимо показывать недостатки, но похвала должна завершать оценку работы.
Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.
Ребята со своими творческими работами участвуют в различных районных и краевых конкурсах-выставках, на районной экологической конференции «Экология. Культура. Образование», неоднократные участники Ставропольской краевой открытой научной конференции школьников, активные участники экологического форума «Зеленая планета». В марте этого года в краеведческом музее нашего города состоялась выставка творческих работ обучающихся объединения «В мастерской природы», а так же персональная выставка педагога, с которой познакомились учащиеся школ и просто жители города.


Педагогическая значимость данной программы в том, что закладываются основы мировоззрения, экологического сознания, экологической культуры, нравственности, идет общее развитие личности, программа дает возможность для самоопределения в социуме, ребенок несет душевное тепло своим родным, близким и друзьям.
Категория: Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. | Добавил: СЮН (13.02.2019)
Просмотров: 474 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск