Воскресенье, 19.05.2024, 02:17
Приветствую Вас Гость | RSS

МБУ ДО "Детский экологический центр"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. [119]
Статьи и методические разработки педагогов МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов"
Статьи и тезисы обучающихся [49]
Статьи и тезисы исследовательских работ обучающихся МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов" (в том числе в соавторстве с педагогами-руководителями)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п.

Рецензии конкурсных материалов ЭКО-2015


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Вертешиной Вероники «Изучение действия ряда фитогормонов на картофель и иные растительные организмы»

8 класс, средняя школа № 1
Руководитель Скрипкина М.А.
Секция «Ботаника и экология растений»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены полностью. Работа является учебно-исследовательской, что раскрыто в названии, цели и задачах.
Название работы в полной мере отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулирована четко и правильно, задачи (3) раскрывают цель, в ходе проведенного исследования выполнены. Актуальность работы описана подробно и четко. Новизна исследования несколько условна, в связи с большим количеством исследований по данной тематике, однако присутствует.
Литературный обзор работы (13 источников) в достаточно полной мере раскрывает изучаемый вопрос и свидетельствует о хорошей эрудированности конкурсанта. Ссылки в тексте работы имеются.
Собственное исследование длится около 2 лет. Данная работа принимала участие в большом количестве краевых конкурсов эколого-биологической направленности, в том числе в районной экологической конференции 2014 года. Исследование достаточно полно раскрывает изучаемую тему. Методики исследования описаны подробно, но без указания авторства (т.к. разрабатывались самим автором работы). 
Выводы сформулированы недостаточно четко и не полностью соответствуют поставленным задачам, хотя и раскрывают цель исследования. Перспективы дальнейших исследований указаны, но данные последнего года не представлены. 
Статистическая обработка результатов исследования выполнена в полном объеме, но не анализируется. 
Оформление работы полностью соответствует требованиям. Работа хорошо иллюстрирована, содержит таблицы с количественными показателями.
Рекомендации автору и руководителю работы: продолжить исследование с иными объектами, делая акцент на практическом применении полученных результатов в цветоводстве, овощеводстве, плодоводстве и иных разделах сельского хозяйства, подобрать один или несколько интересных объектов (трудно размножаемых, медленно растущих и т.п.), воздействие гормонов на которые может дать ощутимый эффект. Следует рассмотреть и возможность снижения апикального доминирования у плохо ветвящихся растений с целью увеличения их декоративных качеств.

РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Дубяги Евгении «Флуктуирующая асимметрия листьев березы как способ оценки экологического состояния воздушной среды в некоторых районах г. Михайловска»

9 класс, средняя школа № 5
Руководитель Небесская Е.А.
Секция «Ботаника и экология растений»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены полностью. Работа является учебно-исследовательской, что раскрыто в названии, цели и задачах.
Название работы в полной мере отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулирована четко и правильно, задачи (2) раскрывают цель, в ходе проведенного исследования выполнены полностью. Актуальность работы описана подробно. Новизна заключается в отсутствии таких исследований в конкретном месте проведения работы.
Литературный обзор работы (18 источников) в полной мере раскрывает изучаемый вопрос и свидетельствует о хорошей эрудированности конкурсанта.
Срок ведения исследований указан (несколько месяцев). Методики исследования описаны четко и подробно, с указанием авторства. Достоверность результатов не проверялась – статистическая обработка отсутствует.
Выводы сформулированы не вполне четко (3 вывода против 2 задач), раскрывают цель исследования. Последний вывод неприемлем, т.к. именно он изначально взят за основу исследования. Региональный компонент четко прослеживается.
По итогам работы сделан ряд практических рекомендаций по возможности исследований экологического состояния окружающей среды при помощи данной методики. 
Оформление работы в основном соответствует требованиям, однако таблица в тексте не имеет названия и №, данные не обсуждаются.
Рекомендации автору и руководителю работы: продолжить данное исследование в естественных и искусственных фитоценозах Ставропольского края (лесах, лесопарках, лесополосах), провести статистическую обработку итогов работы и обсудить в тексте полученные данные. Сделать более конкретные предложения.

РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Юхтенко Леонида «Изучение раннецветущих растений окрестностей микрорайона ул. Пушкина»
5 класс, средняя школа № 5
Руководитель Небесская Е.А.
Секция «Ботаника и экология растений»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название работы отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулирована четко и правильно, задачи (3) раскрывают цель, в ходе проведенного исследования выполнены, хотя задача № 2 слишком широка и недостаточно связана с конкретной целью. Новизна присутствует в месте исследований.
Литературный обзор работы (8 источников) в значительной мере раскрывает изучаемый вопрос и свидетельствует о хорошей эрудированности конкурсанта. Ссылки, однако, отсутствуют.
Собственное исследование продолжалось весной 2015 года. Исследование достаточно полно раскрывает заявленную тему: дан список видов, проанализирована их морфология и фенология. Методики исследования описаны кратко и не полностью (нет описания маршрута, указания определителя растений). 
Выводы сформулированы достаточно четко и подробно, обсуждены в ходе работы, соответствуют поставленным задачам и раскрывают цель исследования. Региональный компонент четко выражен.
Оформление работы в целом соответствует предъявляемым требованиям. Не подписаны фотографии в фототаблице.
Рекомендации автору и руководителю работы: продолжить настоящее исследование, учитывать в дальнейшем количественные показатели, доработать отдельные недостатки в работе.  

 


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Супруновой Марии «Определение стадии деградации изучаемой лесной экосистемы»

9 класс, средняя школа № 8
Руководитель Смольнякова О.И.
Секция «Ботаника и экология растений»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов не соблюдены.
Название работы отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулирована четко и правильно, задачи (3) раскрывают цель, в ходе проведенного исследования выполнены. Актуальность работы описана подробно. Новизна не указывается.
Литературный обзор работы (7 источников) раскрывает изучаемый вопрос в теории, однако отсутствуют литературные данные по методологии исследований. Ссылок нет!
Собственное исследование длится 3 года. Оно достаточно полно раскрывает изучаемую тему. Методики исследования описаны очень поверхностно, часть приводится в главе «Результаты». В результатах исследования представлены данные по 3 видам, что вызывает вопрос, имеются ли иные виды на изучаемой территории?
Выводы сформулированы вполне четко, соответствуют поставленным задачам и раскрывают цель исследования, однако эколого-биологического анализа ситуации не дается.  Статистическая обработка результатов исследования не велась. Региональный компонент четко прослеживается.
По итогам работы сделан ряд практических рекомендаций, однако они носят общий характер и не связаны с исследованием. 
Оформление работы не в полной мере соответствует требованиям (часть таблиц не подписаны и не пронумерованы, не даются ссылки в тексте как на собственные материалы, так и авторов).
Рекомендации автору и руководителю работы: проанализировать полученные ранее результаты с эколого-биологической точки зрения с использованием статистических методов, лучше иллюстрировать работу диаграммами и фотографиями, в практических рекомендациях уделить основное внимание предложению конкретных методик восстановления пострадавших лесонасаждений, предложить конкретные породы (быстрее других растущие, более устойчивые, экономически целесообразные в конкретных условиях). Переоформить работу согласно общим требованиям.


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Уваровой Яны «Плесневые грибы»

8 класс, средняя школа № 15
Руководитель Меркулова Т.В.
Секция «Ботаника и экология растений»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название работы не отражает суть проведенных исследований (нет слов «изучение», «исследование»). Цель работы сформулировано четко и правильно, задачи не ставятся. 
Литературный обзор работы (5 источников) весьма краток, хотя свидетельствует о хорошей эрудированности конкурсанта. 
Собственное исследование краткосрочное. Методики исследования описаны без указания авторства. Методика изучения влияния температур не верна, т.к. необходимо было использовать одинаковые субстраты и низкие положительные температуры (при 120С ниже нуля отсутствие роста гриба ясно и без эксперимента).
Выводы сформулированы достаточно четко, но не совсем отражают проведенное исследование. Так, из какой части исследования делается вывод о пользе плесневых грибов?
По итогам работы сделан ряд практических рекомендаций, носящих общий характер.
Оформление работы не в полной мере соответствует требованиям.
Рекомендации автору и руководителю работы: усовершенствовать методику исследования, давать необходимые ссылки, глубже анализировать результаты исследования, сравнивая их с имеющейся информацией.

РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Лютяевой Дарьи «Анализ динамики видового состава дендрофлоры парка СНИИСХ»

10 класс, средняя школа № 30
Руководители: Ковалева А.М.
Секция «Ботаника и экология растений»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название работы полностью отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулировано четко и правильно, задачи (4) раскрывают цель, в ходе проведенного исследования выполнены полностью. Актуальность работы описана и достаточно велика. Новизна указана.
Литературный обзор работы (11 литературных источников, 4 сайта) в полной мере раскрывает изучаемый вопрос и свидетельствует о хорошей эрудированности конкурсанта. Ссылки даны не везде!
Собственное исследование длится с весны 2015 года, но опирается на ряд данных, полученных ранее юными натуралистами района. Исследование достаточно полно раскрывает изучаемую тему. Методики исследования описаны подробно с указанием авторства. 
Выводы сформулированы четко, соответствуют поставленным задачам и раскрывают цель исследования.
Статистическая обработка результатов исследования не велась. Региональный компонент выражен очень четко и представляет особый интерес в связи со статусами изучаемого объекта.
Оформление работы полностью соответствует требованиям.
Рекомендации автору и руководителю работы: продолжить столь перспективное исследование, сделать акцент на изучении экологического состояния группы видов, их естественного размножения, возможностей восстановления выпавших видов, оценить экономический аспект проблемы. Проведение анкетирования в рамках данного эколого-биологического исследования представляется не совсем актуальным!


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Корниенко Дарьи «Изучение эколого-биологических особенностей межвидовой гибридизации ряда таксонов рода Haworthia в зависимости от их систематического положения»

10 класс, средняя школа № 1
Руководитель Скрипкина М.А.
Секция «Ботаника и экология растений»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название работы отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулировано четко и правильно, задачи (5) раскрывают цель, в ходе проведенного исследования выполнены не все, что объясняется поэтапностью и длительностью работы. Актуальность работы и новизна четко выражены.
Литературный обзор работы (25 источников) в полной мере раскрывает изучаемый вопрос и свидетельствует о хорошей эрудированности конкурсанта.
Собственное исследование длится более 3 лет, работа разбита на ряд этапов (так, работа участвовала в конференции прошлого года, ряде краевых конкурсов, Всероссийском конкурсе «Юннат», но представленные в текущем году данные не повторяют прежних и дополнены анализом систематического положения и его влияния на успешность гибридизации). Данные достаточно полно раскрывает изучаемую тему. Методики исследования описаны четко с указанием источников. 
Выводы сформулированы достаточно четко, соответствуют поставленным задачам и раскрывают цель исследования, по замечанию к.б.н. Белоуса В.Н., маловато количественных показателей и нет статистической обработки данных.
По итогам работы сделан ряд практических рекомендаций. Работа должна быть продолжена и все задачи выполнены до осени 2016 года!
Оформление работы полностью соответствует требованиям. Работа хорошо иллюстрирована, содержит таблицы и диаграммы, фотоальбом.
Рекомендации автору и руководителю работы: после выделения перспективных гибридов попытаться оформить авторские права на соответствующий сорт. Провести статистическую обработку результатов.

РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Портновой Татьяны «Динамика численности и видового состава птиц рудеральных зон п.Цимлянский»

11 класс, средняя школа № 10
Руководитель: Жукова Т.В., учитель биологии
Секция «Зоология и экология животных»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов не соблюдены.
Работа ведется на протяжении ряда лет, однако характеризуется преемственностью, т.е. используются для сравнения данные прошлых лет (Тихонов А.) 
Цель формулируется не совсем четко (включает задачи), задач много и не все описаны в методиках. Методика самого учета не приводится.
Рекомендации: данные собственного исследования следует сравнить с данными А.Тихонова и представить в виде наглядной диаграммы, обсудить изменения.

 

РЕЦЕНЗИЯ
на работу участника районной научно-практической экологической конференции школьников «Экология. Культура. Образование» 
Ласкиной Екатерины, 11 класс, Лицея №2
Пребывание серого сорокопута на территории Ставропольского края

Руководитель: Барышникова Е.М., учитель биологии
секция «Зоология и экология животных»

Работа включает в себя следующие разделы: введение, обзор литературы, описание материала, места и методик исследований, результаты исследований, выводы, заключение, библиографический список и приложения. Цель и задачи исследования четко сформулированы. Материал в работе обширен, представленные данные интересны. Выводы четко сформулированы. Практические рекомендации предложены, реальные и выполнимые, региональный компонент выражен.


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Куликовой Маргариты «Гнездование ласточки деревенской на территории с. Дубовка»

8 класс, средняя школа №16
руководитель  Нечаева Т.Г.
Секция «Зоология и экология животных»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название работы не вполне отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулировано четко и правильно, задачи (2) раскрывают цель, в ходе проведенного исследования выполнены. 
Литературный обзор работы (6 источников) раскрывает изучаемый вопрос, ссылки не приводятся.
Собственное исследование продолжалось с мая по сентябрь 2015 года. И достаточно полно раскрывает изучаемую тему. Методики исследования описаны не достаточно четко. 
Выводы сформулированы четко, раскрывают поставленные задачи. 
Статистическая обработка результатов исследования не проводилась. Региональный компонент четко выражен.
Оформление работы соответствует требованиям, работа иллюстрирована авторскими фотографиями.
Рекомендации автору и руководителю работы: уделять больше внимания обработке и обсуждению полученных данных, продолжить исследование как за другим видом ласточек, так и за уже изученными парами с целью статистической обработки данных.

 

РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Воронина Ильи «Изучение  видового разнообразия птиц, обитающих на водоёмах в окрестностях станицы Новомарьевской»

9 класс, средняя школа № 17
руководитель  Ташлыкова В.А.
Секция «Зоология и экология животных»

Работа рецензируется в печатном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название работы не в полной мере отражает суть проведенных исследований («изучение» не может быть «проектом» и наоборот!). Цель работы сформулировано четко и правильно, число задач (8) слишком велико, выполнены не все. Актуальность работы очевидна. 
Литературный обзор работы (22 источника)  не выделен в отдельную главу, ссылок на первоисточники нет.
Время собственного исследования не указано, хотя данная работа принимала участие в конференции 2014 года, а, следовательно, составляет более 2х лет. Методики исследования описаны не четко без указания авторства. 
Выводы сформулированы достаточно четко, хотя и не в полной мере соответствуют задачам.
Статистическая обработка результатов исследования не велась, количественные данные представлены в тексте. Региональный компонент присутствует.
Оформление во многом не соответствует критериям: отсутствуют оглавление, нумерация страниц, разбиение на главы, нет описания методик.
Рекомендации автору и руководителю работы: уделять внимание оформлению работы, ставить меньше задач, но выполнять их максимально, обсудить результаты, иллюстрировать работу таблицами и диаграммами с количественными показателями (например, «численный состав»). Все эти рекомендации уже давались в прошлом году и были размещены на сайте. 


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Раффа Владислав «Ихтиофауна реки Егорлык»

9 класс, средняя школа № 9
Руководитель: Раффа Н.В.
Секция «Зоология и экология животных»

Работа рецензируется в электронном (не окончательном) варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены не полностью.
Название работы не в полной мере отражает суть проведенных исследований. Структура работы не в полной мере соответствует требованиям к исследованиям эколого-биологического направления: во введении не проставлены задачи, не указана новизна исследований.
Литературный обзор работы (7 источников) свидетельствует о хорошей эрудированности конкурсанта. Ссылки на первоисточники имеются, но оформлены не в соответствии с правилами (см.Овдиенко).
Собственный материал конкурсанта обширен, оформлен в виде таблиц, данные, однако, в тексте не обсуждаются.
Выводы сформулированы достаточно четко, раскрывают цель исследования
Статистическая обработка результатов исследования проводилась. Региональный компонент четко выражен.
Оформление работы не полностью соответствует требованиям.
Рекомендации автору и руководителю работы: провести анализ и обсуждение полученных данных, дополнить работу диаграммами, сделать практические предложения и указать новизну исследования.

 

РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Клинчаевой Алины «Сравнительное изучение эколого-биологических и хозяйственно-ценных особенностей ряда редких сортов овощного перца»

7 класс, Лицей № 2
Руководитель Данилова О.В.
Секция «Сельскохозяйственная экология»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название работы отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулировано четко и правильно, задачи (3) раскрывают цель, в ходе проведенного исследования выполнены все. Актуальность и новизна указаны.
Литературный обзор работы (7 литературных источников, 3 - сайты) в полной мере раскрывает изучаемый вопрос и свидетельствует о хорошей эрудированности конкурсанта. Ссылок, тем не менее, нет.
Собственное исследование длится один год и достаточно полно раскрывает изучаемую тему. Методики исследования описаны подробно, но без указания авторства. 
Выводы сформулированы достаточно четко и соответствуют поставленным задачам и раскрывают цель исследования.
Статистическая обработка результатов исследования отсутствует. 
Оформление работы полностью соответствует требованиям. Работа иллюстрирована.
Рекомендации автору и руководителю работы: продолжить исследование с большими объемами материала и меньшим количеством объектов, дополнить имеющиеся данные, подсчитать урожайность, семенную продуктивность, определить сохранность сортовых признаков во второй генерации, измерить жгучесть по предлагаемой шкале, провести статистическую обработку результатов исследования. В дальнейшем определить сферу применения данных сортов и экономическую целесообразность их внедрения.

 

РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Евсеевой Екатерины «Изучение вегетативного размножения отдельных сортов  спирей»

7 класс, средняя школа № 4
руководитель  Костина Т. Н.
Секция «Сельскохозяйственная экология»

Работа рецензируется в электронном (не окончательном) варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов не соблюдены.
Название работы в полной мере отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулировано четко и правильно, задачи (4) раскрывают цель, в ходе проведенного исследования выполнены. Актуальность работы указана и соответствует исследованию. 
Литературный обзор работы (5 литературных источников, 2 - сайты) свидетельствует о хорошей эрудированности конкурсанта. 
Собственное исследование длится более года. Методики черенкования описаны подробно, исследования – не вполне. Ссылки не приводятся.
Выводы сформулированы достаточно четко, соответствуют поставленным задачам и раскрывают цель исследования. 
Статистическая обработка результатов исследования не велась. По итогам работы сделан ряд практических рекомендаций по подбору сортов спиреи, хотя данный вопрос требует продолжения работы. 
Оформление работы соответствует требованиям.
Рекомендации автору и руководителю работы: продолжить работу по изучению вопросов вегетативного размножения данной культуры. Накапливать количественные данные, провести статистическую обработку, иллюстрировать работу диаграммами и графиками. 


РЕЦЕНЗИЯ
на работу участника районной научно-практической экологической конференции школьников «Экология. Культура. Образование» 
Атакишиевой Валентины, 10 класс, средняя общеобразовательная школа №5

Изучение эколого-биологических особенностей выращивания малораспространенного представителя семейства Тыквенные Тладианты сомнительной
Руководитель: Небесская Елена Анатольевна, учитель биологии
секция «Сельскохозяйственная экология»

Работа рецензируется в электронном (не окончательном) варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название работы в полной мере отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулировано четко и правильно, задачи раскрывают цель, в ходе проведенного исследования выполнены. Актуальность работы указана и соответствует исследованию. 
Работа имеет выраженный исследовательский характер, включает существенный объем экспериментальной работы. Цель и задачи четкие, актуальность и новизна значительны. Литературный обзор значительный, содержит ссылки как на литературу, так и на источники интернета. 
Оформление полностью соответствует критериям. Итог работы представляет особый интерес именно в силу того, что он не в полной мере соответствует изначальной цели, что доказывает ведение исследования.
Статистическая обработка результатов исследования не велась. По итогам работы сделан ряд практических рекомендаций. 

 

РЕЦЕНЗИЯ
на работу участника районной научно-практической экологической конференции школьников «Экология. Культура. Образование» 

Евченко Дарья, 8 класс, средняя общеобразовательная школа №12
Влияние   фитогормонов на урожай сои

Руководители: Прусова Я.М., Дульцева А.С.
секция «Сельскохозяйственная экология»


Работа рецензируется в электронном (не окончательном) варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Собственное исследование длится более года и хорошо раскрывает изучаемую тему. 
Работа выполнена по одной из наиболее новых, интересных и актуальных тем в сх - применению фитогормонов. Четко поставлены цель и задачи, описаны методики эксперимента, проведен анализ полученных данных. Работа выполнена аккуратно, без нарушений. 
Выводы сформулированы достаточно четко и соответствуют поставленным задачам и раскрывают цель исследования.
Рекомендации: повторить опыт на другом сорте сои, чтобы получить достоверные данные по воздействию данного гормона именно на вид. Испытать гиббереллины иных марок и (или) иных производителей.


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Дурнева Николая «Особенности разведения кроликов породы Фландр»

6 класс, средняя школа № 10
Руководитель Жукова Т.В.
Секция «Сельскохозяйственная экология»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены, но вариант работы не окончательный.
Название работы отражает суть проведенных исследований. Работа характеризуется небольшим объемом собственных количественных и качественных показателей, что приемлемо, учитывая возраст конкурсанта. Анализ литературных данных имеется. По итогам даются некоторые рекомендации. Региональный компонент присутствует, но слабо выражен. Статистическая обработка данных автором не проводилась.
Оформление работы не в полной мере соответствует требованиям к конкурсным материалам.
 


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Горягиной Кристины «Выращивание на обрубах гриба вешенки в домашних условиях»

11 класс, средняя школа № 13
Руководитель Михнева Е.В.
Секция «Сельскохозяйственная экология»

Работа рецензируется в печатном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название работы отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулировано четко, задачи (4) раскрывают цель, в ходе проведенного исследования выполнены, однако исследовательская часть невелика. Актуальность работы описана подробно. Новизна не выражена.
Литературный обзор работы практически отсутствует. Имеется лишь описание методик выращивания, ссылки отсутствуют.
Собственное исследование включает лишь изучение вопроса возможности выращивания данного гриба, выполнено тщательно, многие данные фиксируются, однако количественные показатели отсутствуют, как и их обработка и обсуждение.
Выводы сформулированы достаточно четко, но не все соответствуют поставленным задачам. Неясно, чем «выводы» отличаются от «вывода»? (сс…… нумерации нет)
Оформление работы не вполне соответствует требованиям.
Рекомендации автору и руководителю работы: провести сбор количественных показателей в процессе выращивания гриба, их анализ, статистическую обработку и обсуждение. Настоящая работа носит частично проектный, частично исследовательский характер без их четкой связи!

 

РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Константиновой Виктории «Болезни хлеба»

7 класс, средняя школа № 14
Руководитель: Лачинова Ф.Г.
Секция «Сельскохозяйственная экология»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены полностью.
Название работы не вполне отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулировано четко, но задачи (5) в большей степени относятся к работе педагога-руководителя, нежели учащегося.
Литературный обзор работы (6 литературных источников и 3 сайта) свидетельствует о хорошей эрудированности конкурсанта, но ссылки отсутствуют.
Срок ведения собственного исследования не указывается. 
Оформление работы не соответствует требованиям.


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Коробейниковой Виктории «Разработка эколого-краеведческого путеводителя «По учебной экологической тропе «Тропою тайн и загадок»»

11 класс, средняя школа № 1
Руководитель: Скрипкина М.А.
Секция «Экологические тропы»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название настоящей работы достаточно оригинально, хорошо отражает его суть. Маршрут выбран с учетом большого ряда показателей. Цель и задачи четко сформулированы. Актуальность и новизна данного проекта очевидна.
Литературный обзор работы (20 использованных источников, 15 – для пользователей проекта) в полной мере раскрывает изучаемый вопрос и свидетельствует о хорошей эрудированности конкурсанта.
Собственный материал конкурсанта достаточно велик и включает разделы: обзор литературы и краткий терминологический справочник, обоснование маршрута экологической тропы, описание маршрута экологической тропы, портфель экскурсовода, приложения. В работе присутствует экономический расчет.
По итогам работы сделан ряд практических рекомендаций по использованию тропы. Представленная тропа может быть широко использована для самых различных целей. Интерес к разработке проявил Молодежный Парламент СК. 
Оформление работы полностью соответствует всем требованиям. Работа принимала участие в различных районных и краевых конкурсах, явилась продолжением чисто исследовательской работы, проводившейся на той же территории.

Рекомендации автору и руководителю работы: в самое ближайшее время заручиться поддержкой Молодежного Парламента СК и представить аннотацию для обсуждения, учитывая экономический аспект реализации проекта, его значимость для города и края

 


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Маханько Анастасии «Учебная экологическая тропа «Удивительное рядом»

11 класс, средняя школа № 7
Руководитель: Белицкая Е.Н. 
Секция «Экологические тропы»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название настоящей работы хорошо отражает его суть разработки, хотя не совсем оригинально. Маршрут выбран с учетом основного показателя – близости от школы и удобства использования тропы. 
Литературный обзор работы как таковой не приводится, но библиография включает 10 источников различной тематики. 
Собственный материал конкурсанта достаточно велик и включает разделы: введение, описание станций и заключение. Экономический расчет и отчет об использовании тропы не приводятся.
Оформление работы в основном соответствует требованиям. Разработка хорошо иллюстрирована, хотя картографический материал не соответствует требованиям.

 

РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Головацких Марии «Экологическая тропа»

9 класс, средняя школа № 13
Руководитель: Михнева Е.В.
Секция «Экологические тропы»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название маршрута не приводится. Маршрут проложен по территории школьного двора, число станций не указывается.
Литературный обзор работы отсутствует, библиография не приводится.
Оформление работы не соответствует требованиям (нет нумерации страниц, разбиения на главы, структуры работы, ссылок, библиографии, картографического материала и схем, иллюстраций).


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Таранушенко Марии «Учебная экологическая тропа»

10 класс, средняя школа № 15
Руководитель: Меркулова Т.В.
Секция «Экологические тропы»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название тропы не дается.
Литературный обзор работы как таковой не приводится, библиографический список включает 7 источников, ссылок нет.
Собственный материал конкурсанта обширен, включает самые разнообразные сведения и имеет оригинальную структуру, а именно не описание разработки маршрута, а описание проводимой экскурсии.
Оформление работы не в полной мере соответствует требованиям.


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Галаган Марии, Самусенко Елизаветы «Экологическая тропа «Там на неведомых дорожках…»

9 класс, средняя школа № 17
Руководитель: Ташлыкова В.А.
Секция «Экологические тропы»

Работа рецензируется в печатном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название настоящей работы оригинально, хорошо отражает его суть. Маршрут выбран с учетом значительного числа показателей.   
Литературный обзор работы (10 источников) в полной мере раскрывает тему проекта и свидетельствует о хорошей эрудированности конкурсанта в экологических вопросах.
Собственный материал конкурсанта достаточно велик и включает разделы: пояснительную записку, маршрут тропы, его характеристики, режим использования, допустимые нагрузки, портфель экскурсовода. 
По итогам работы сделан ряд практических рекомендаций. Представленная тропа может быть широко использована для самых различных целей: обучающих, рекреационных, спортивных, развлекательных и т.п.
Оформление работы соответствует всем требованиям.


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Плехановой Дианы «Природное наследие с.Верхнерусского»

10 класс, средняя школа № 19
Руководитель: Ипатова Н.С.
Секция «Экологическое краеведение»

Данная проектная работа содержит элементы исследования и рецензируется в электронном варианте. Работа имеет проектную и социально-экологическую направленность. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Работа в значительной части повторяет проект 2014-2015 уч.года, в связи с чем необходимо уточнить, какие именно данные получены за последний год.
Название проектной работы отражает его суть. Цель проекта сформулирована четко (хотя указана лишь воспитательный аспект), задачи (4) не в полной мере раскрывают указанную цель и не все реально выполнимы (например, «Сохранение редких и исчезающих видов растений, животных, почв»). Значимость проектной работы описана подробно. Участниками проекта указаны учащиеся 7 класса, хотя его автор – в 10?!
Литературный обзор работы (7 источников) не в полной мере раскрывает тему проекта, хотя отметим хорошую эрудированность конкурсанта в экологических вопросах.
Сроки ведения данного проекта не указаны, хотя работа принимала участие в конференции ЭКО-2014. Поэтапный план реализации отсутствует. Экономический расчет не приводится. Степень выполнения проекта на настоящем этапе не ясна. 
Оформление работы не соответствует общим требованиям.

РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Еременко Яны «Большая беда маленькой речки»

9 класс, средняя школа № 16
Руководитель: Нечаева Т.Г.
Секция «Экологическое краеведение»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Работа включает как исследовательскую, так и проектную часть, что, тем не менее, не вполне четко прописано в цели и задачах.
Работа ведется несколько лет и включает как обзор 4 литературных источников, так и собственное исследование ряда простейших показателей, связанных с качеством воды. Однако ссылки на источники отсутствуют, кроме того, не ясно, из какого из них взята методика?
Выводы сформулированы не четко, глава «выводы» превышает требуемые объемы. Дается ряд рекомендаций.
Рекомендации автору и руководителю работы: продолжить исследования с объектами-индикаторами (водоросли, высшие растения, беспозвоночные). Больше уделять внимания оформлению работы, расширить обзор литературы и различных методик (описывать более подробно!), из которых выбрать более приемлемые (указать причины такого выбора).


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Ершина Вячеслава «Экология и охрана окружающей среды»

11 класс, средняя школа № 3
Руководитель: Пешкина О.Ю.
Секция «Экология и охрана окружающей среды»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены не полностью.
Название работы в полной мере отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулировано четко, хотя 2х целей в работе быть не должно, задачи (3, одна – «изучение литературы» сформулирована неверно) раскрывают цель, в ходе проведенного исследования выполнены. Актуальность работы описана четко и правильно. 
Литературный обзор в работы отсутствует, источники не приводятся, ссылок нет.
Собственный материал конкурсанта достаточно велик, включает микробиологическую оценку воздуха школьных помещений и теоретический расчет содержания ряда вредных веществ в воздухе. Последнее исследование проводилось в виде теоретического расчета, причем единицы измерения не соответствуют.
Выводы сформулированы достаточно четко, хотя ряд из них слишком категоричен: «ходить в школу опасно», «необходимо поднимать вопрос о запрете высаживать детей у ворот школы», «рассчитана масса угарного газа, оксида азота(II) и углеводородов, которые скапливаются в воздухе и вдыхаются  обучающимися» (сколько из выброшенных газов вдыхается – не учитывалось и не может быть учтено). Математический расчет в работе именуется «статистическим».
Региональный компонент присутствует.
Оформление работы не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к исследовательским работам: нет ссылок, нумерации страниц, работа не иллюстрирована наглядными фото и диаграммами.


РЕЦЕНЗИЯ
на работу участника районной научно-практической экологической конференции школьников «Экология. Культура. Образование» 
Вакуленко Юлии, 11 класс, средняя общеобразовательная школа №5
Оценка антропогенного воздействия на среду по изменчивости элементов меланизированного рисунка покровов клопа солдатика

Руководитель: Небесская Е.А., учитель биологии
рецензируется электронный вариант работы
секция «Экология и охрана окружающей среды»


Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.Ведется работа на протяжении ряда лет, принимала участие в ряде районных и краевых конкурсов.
В работе проводится оценка экологического состояния (антропогенного воздействия) среды при помощи любопытной методики. Имеется подробное описание, как самой методики, так и полученных результатов, делаются определенные выводы, причем сам автор признает некоторую незавершенность своей работы. Оформление полностью соответствует всем требованиям. 
Рекомендации: продолжить исследование, взять популяции клопов-солдатиков из других точек (популяций), предпочтительнее из природных фитоценозов разного уровня антропогенной нагрузки.

РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Семенченко Ульяны «Оценка загрязненности воды методом биоиндикации»

8 класс, средняя школа № 7
Руководитель: Белицкая Е.Н.
Секция «Экология и охрана окружающей среды»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название работы отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулировано четко и правильно, задачи (5) раскрывают цель, но очень обширны и включают проектную часть. 
Литературный обзор работы (приведено 5 источников) отсутствует, ссылки не даются. В выводах упомянут СанПиН 2.15.0980-00, но в списке литературы отсутствует.
Собственное исследование длится более года, работа участвовала в конференции прошлого года, поэтому интересно, какие данные получены в 2015 году?
Выводы сформулированы достаточно четко и соответствуют поставленным задачам 
Статистическая обработка результатов исследования не велась. Региональный компонент прослеживается.
По итогам работы сделан ряд практических рекомендаций, которые можно рассматривать как часть проектной (не исследовательской!) работы. Они во многом повторяют рекомендации прошлого года, поэтому интересно, на какой стадии выполнения они находятся.
Оформление работы в основном соответствует требованиям, но содержит ряд недоделок.


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Непочатых Даниэллы «Оценка запыленности воздуха в школе и пришкольной территории»

8 класс, средняя школа № 10
Руководитель: Жукова Т.В.
Секция «Экология и охрана окружающей среды»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название работы отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулировано четко, хотя включает спорную формулировку, задачи (5) в общем раскрывают цель, хотя ряд из них не относится к данному исследованию. Актуальность и новизна прописаны не четко.
Литературный обзор работы (9 источников) обширен, но ссылки имеются не на все источники.
Собственное исследование длится несколько месяцев. И достаточно полно раскрывает изучаемую тему. Методики исследования описаны не совсем подробно, но без указания авторства. 
Выводы сформулированы не достаточно четко, нет обсуждения полученных количественных данных и статистической обработки результатов. 
Региональный компонент присутствует.
По итогам работы сделан ряд общих рекомендаций.
Оформление работы не полностью соответствует требованиям.


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Бузина Дарья «Мониторинг санитарного состояния колхозного рынка в селе Надежда»

9 класс, средняя школа № 13
Руководитель: Михнева Е.В.
Секция «Экология и охрана окружающей среды»

Работа рецензируется в печатном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название полностью отражает его суть. Цель проекта сформулирована четко и правильно, задачи (3) не все связаны с исследованием и включают проектный аспект. Значимость проектной работы представляется существенной. 
Литературный обзор работы (указано 3 источника) в малой степени связан с темой исследования, отсутствует описание методик, например, как определялись «точки с нарушениями»? Дни недели в таблице не указываются, хотя в выводах фигурируют. 
Достоверность результатов не рассматривается. Неясно, где именно покупалось исследуемое молоко (в точке с нарушениями или без оных?) и что из приведенного анализа следует.
Выводы сформулированы достаточно четко, в общем соответствуют поставленным задачам.
Статистическая обработка результатов исследования не велась. Региональный компонент очевиден.
Оформление работы частично соответствует требованиям.


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Игнатенко Анны «Мониторинг экологического состояния реки Ташла»

10 класс, средняя школа № 13
Руководитель: Михнева Е.В.
Секция «Экология и охрана окружающей среды»

Работа рецензируется в печатном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название работы отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулировано четко и правильно, задачи (4) раскрывают цель, в ходе проведенного исследования преимущественно выполнены. Актуальность работы описана и очевидна. Новизна заключается присутствует, как и четко прослеживающийся региональный компонент.
В работе проводится анализ комплекса факторов, влияющих на состояние водоема. К сожалению, эколого-биологические особенности анализируются не все, но применена интересная методика.
Литературный обзор работы (21 источник) раскрывает изучаемый вопрос и свидетельствует о хорошей эрудированности конкурсанта, ссылки не даны.
Собственное исследование длится несколько лет, работа неоднократно принимала участие в краевых конкурсах.
Выводы сформулированы достаточно четко, соответствуют поставленным задачам и раскрывают цель исследования.
Оформление работы в основном соответствует требованиям. Работа иллюстрирована авторскими фотографиями.

 


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Ромашко Елены «Изучение влияния рекреационной нагрузки на состояние заказника «Русский лес» в благоустроенных зонах отдыха»

10 класс, средняя школа № 19
Руководитель: Ипатова Н.С.
Секция «Экология и охрана окружающей среды»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название работы отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулировано четко и правильно, задачи (3) раскрывают цель, в ходе проведенного исследования выполнены. 
Литературный обзор работы имеется, но очень краток, источники и ссылки отсутствуют.
Собственное исследование длится достаточно обширно и включает сбор различных показателей, как эколого-биологических, так и социальных.
Выводы сформулированы достаточно четко, но больше характеризуют социологический аспект, биологические данные обсуждаются мало и нет их обработки, 
Статистическая обработка результатов исследования отсутствует, также нет сравнения с данными прежних исследований. Региональный компонент четко прослеживается.
По итогам работы сделан ряд практических рекомендаций.
Оформление работы в общем соответствует требованиям.

 


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Дудиной Зои «Влияние компьютера на здоровье школьника»

8 класс, средняя школа № 6
Руководитель: Карасевич Е.Г.
Секция «Экология человека»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название работы сформулировано недостаточно верно, т.к. мы не имеем возможности оценивать здоровье. Задачи (3) не до конца раскрывают цель, в ходе проведенного исследования выполнены. Актуальность работы выражена. 
Литературный обзор работы (6 источников) лишен ссылок.
Собственный материал конкурсанта достаточно обширен, оформлен в виде ряда таблиц и диаграмм, однако обсуждения результатов небольшое. 
Выводы сформулированы не достаточно четко (очень обширны), не все соответствуют поставленным задачам (3 против 4).
Статистическая обработка результатов исследования не велась. 
Оформление работы в общем соответствует требованиям.


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Семчиной Александры «Экологический проект «Живое ископаемое – родному городу!»

9 класс, средняя школа № 1
Руководитель: Скрипкина М.А.
Секция «Экологическое краеведение»

Работа рецензируется в печатном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов соблюдены.
Название проектной работы отражает его суть и отличается оригинальностью, интригуя сразу. Цель проекта сформулирована четко и правильно, задачи раскрывают цель и реально выполнимы. Новизна и актуальность выбранной тематики хорошо выражены.
Литературный обзор работы раскрывает тему проекта и свидетельствует о хорошей эрудированности конкурсанта.
В работе запланированы как проектная часть, так и исследование проблем черенкования реликтового растения гинкго двулопастного. В конкретных условиях реализации поставленные задачи выполнимы: маточники имеются (15-17 летние деревья), место черенкования легко обустроить со сравнительно небольшими затратами, наработки по исследованию вопросов черенкования имеются (Калугина Е., 2008).
Сроки выполнения четко обозначены, поэтапный план присутствует.  Экономический расчет носит предварительный характер.
На настоящем этапе экологический проект находится на стадии разработки и подготовки. 
Оформление работы соответствует предъявляемым требованиям.

РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Смольникова Павла «Сравнительная экология голубей в антропогенных ландшафтах СК»

8 класс, лицей № 2
Руководитель: Барышникова Е.М.
Секция «Зоология и экология животных»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов не соблюдены.
Название работы отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулировано четко и правильно, задачи (3) раскрывают цель, в ходе проведенного исследования выполнены. Актуальность работы описана четко. Новизна присутствует.
Литературный обзор работы обширен (30 источников) и в полной мере раскрывает изучаемый вопрос и свидетельствует о хорошей эрудированности конкурсанта. 
Собственное исследование полно раскрывает изучаемую тему. Методики исследования описаны подробно. Требуемые ссылки приводятся.
Выводы сформулированы достаточно четко, соответствуют поставленным задачам и раскрывают цель исследования.
Статистическая обработка результатов исследования проводилась. Региональный компонент выражен.
По итогам работы сделан ряд практических рекомендаций.
Оформление работы соответствует всем требованиям.

 

РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Аксеновой Юлия «Гибель животных на автодорогах в Шпаковском районе СК»

10 класс, лицей № 2
Руководитель: Барышникова Е.М.
Секция «Зоология и экология животных»

Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов не соблюдены.
Название работы отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулировано четко и правильно, задачи (2) раскрывают цель, в ходе проведенного исследования выполнены. Актуальность, новизна и практическое применение результатов исследования четко прописаны.
Литературный обзор работы обширен (21 источник) и в полной мере раскрывает изучаемый вопрос и свидетельствует о хорошей эрудированности конкурсанта. 
Собственное исследование хорошо раскрывает изучаемую тему и продолжается достаточно долго. Методики исследования описаны подробно. Все требуемые ссылки приводятся.
Выводы сформулированы четко, соответствуют поставленным задачам и раскрывают цель исследования.
Оформление работы в основном соответствует требованиям.


РЕЦЕНЗИЯ
на конкурсную работу районной научно-практической экологическую конференции школьников «Экология. Культура. Образование»
Бор Инны «Орнитофауна  лесных  полос  Ставропольского  края»

7 класс, лицей № 2
Руководитель: Барышникова Е.М.
Секция «Зоология и экология животных»
Работа рецензируется в электронном варианте. Сроки сдачи конкурсных материалов не соблюдены.
Название работы отражает суть проведенных исследований. Цель работы сформулировано четко и правильно, задачи (3) раскрывают цель, в ходе проведенного исследования выполнены. Актуальность работы описана четко. 
Литературный обзор работы обширен (19 источников) и достаточно полно раскрывает изучаемый вопрос и свидетельствует о хорошей эрудированности конкурсанта. 
Собственное исследование полно раскрывает изучаемую тему. Методики исследования описаны подробно. Требуемые ссылки приводятся.
Выводы сформулированы достаточно четко, не в полном объеме соответствуют поставленным задачам (3 против 4) и достаточно полно раскрывают цель исследования.
Оформление работы соответствует всем основным требованиям.

 

СКАЧАТЬ РЕЦЕНЗИИ

Категория: Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. | Добавил: talagriv (09.12.2015)
Просмотров: 1343 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск