Воскресенье, 05.05.2024, 02:09
Приветствую Вас Гость | RSS

МБУ ДО "Детский экологический центр"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. [119]
Статьи и методические разработки педагогов МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов"
Статьи и тезисы обучающихся [49]
Статьи и тезисы исследовательских работ обучающихся МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов" (в том числе в соавторстве с педагогами-руководителями)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п.

К 100-летию дополнительного образования в Российской Федерации
Фатеева Г.Н., п.д.о. МБУ ДО «Детский экологический центр»

К 100-летию дополнительного образования в Российской Федерации

В 2018 году системе российского дополнительного образования детей исполняется 100 лет! Летом 2018 года в российской педагогике отмечается знаменательная дата, которую принято считать днём рождения как дополнительного образования, так и юннатского движения в России.
Это праздник для многих поколений мальчишек и девчонок. Кому-то из них занятия в творческих коллективах позволили определиться с профессией, кто-то выбрал себе дело по душе, а для кого-то приобщение к творчеству стало началом его личной истории успеха. И, конечно же, именно здесь – в домах, центрах, дворцах ребята смогли обрести новых друзей.
А как все начиналось?
Считается, что впервые внешкольная форма работы с детьми появилась еще в XVIII веке в Санкт-Петербурге, когда в Шляхетском кадетском корпусе был открыт кружок по литературе для занятий в свободное время. Юные петербуржцы - воспитанники кадетского корпуса, посещавшие кружок, издавали свою собственную газету «Праздное время, в пользу употребленное». По сути, эти слова и стали своеобразным лозунгом внешкольной образовательной работы с детьми.
А вот первое государственное внешкольное учреждение - Станция юных любителей природы, открылось в 1918 году в Москве, в Сокольниках. В июне 1918 года молодой биолог Борис Васильевич Всесвятский организовал и до 1932 возглавлял районную биологическую станцию юных натуралистов и любителей природы (БЮН, позднее преобразованную в Центральную биологическую станцию юных натуралистов им. К. А. Тимирязева), заложив начало юннатского движения в Москве и в России. БЮН явилась первым государственным учреждением внешкольной работы молодого советского государства. Биологическая станция юных натуралистов (БЮН) им.К.А.Тимирязева была организована Отделом народного образования Сокольнического совдепа (СОНО) г. Москвы 15 июня 1918 года.
Первоначально туда записалось 17 детей, но уже в 1921 году, чтобы попасть в число учеников существовал конкурс. Ребенок проходил стажировку и только после выполнения научного задания мог быть зачислен. В момент открытия станции появились первые кружки по интересам: орнитологи, энтомологи, водолюбы, ботаники. К 1925 году их число значительно увеличилось: добавились кружки цветоводов, звероводов, луговодов, фенологов, гидрометеорологов. На станции была своя собственная пасека и сад. Позднее, Станция юных любителей природы была переименована в Центральную биостанцию юных натуралистов имени К.А. Тимирязева или БЮН, а ребят, которые там занимались стали называть бюновцами.
Кружок Юных натуралистов имел достаточно сложную структуру: он состоял из двух секций - младшей натуралистической и старшей - исследовательской.
Исследовательская секция кружка имела в своем составе ряд рабочих групп: опытники занимались испытанием сортов культурных растений и агротехникой, активно работала группа юннатов по изучению малярийного комара, было создано Бюро защиты растений - «Бюрозра», работали группы куроводов, пчеловодов, рыбоводов, звероводов и метеофенологов.
Регулярно Кружок юных натуралистов выделял из рядов своих членов так называемые «летучие отряды». В их задачи входила пропаганда натуралистических знаний и практическая помощь в организации занятий кружков в школах Москвы и Московской губернии. Там, где кружков не было, «летучие отряды» помогали их создавать. По сути дела, это была серьезная работа в помощь развитию юннатского движения. Юннатская работа велась широко и заинтересованно.
В 1919-1924 годах для подготовки юннатов к самостоятельным наблюдениям педагоги проводили много экскурсий по окрестностям.
В дальнейшем юннатские кружки создаются при Московском обществе испытателей природы (знаменитое в России МОИП), при биофаке и зоомузее МГУ, на базе Московского зоопарка (КЮБЗ), при Всероссийском обществе охраны природы (ВООП) под руководством Смолина П.П. (участниками которого в свое время были И.И. Акимушкин, А.М. Гилязов, Н.Н. Дроздов, А.С. Северцев и др.).
В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы происходило увеличение числа учреждений «внешкольного воспитания», они стали называться внешкольными учреждениями.
К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, добровольных спортивных обществ, других организаций и ведомств.
После Великой Отечественной войны наблюдался второй пик роста учреждений внешкольного образования и воспитания (дома и дворцы пионеров, станции юных техников, станции юных натуралистов, пионерские и спортивные лагеря и т.п.)
источник: http://mducekt.mskobr.ru/obwie_svedeniya/history/yubilejnyj_2018_god_100-letie_yunnatskogo_dvizheniya_i_100-letie_detskogo_turizma_v_rossii_100-letie_otechestvennoj_sistemy_dopo/
С историей российского дополнительного образования связано немало известных всему миру событий - к примеру, открытие в 1925 году Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», или проведение в 1967 году в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе первого финала Всесоюзной игры «Зарница».
Система дополнительного образования не просто обеспечивает детям позитивный досуг, но и даёт возможность реализовать свои творческие и интеллектуальные способности, обеспечивает допрофессиональную подготовку, мотивирует к освоению новых знаний и получению навыков, которые пригодятся в жизни.
Источник информации: Пресс-служба Администрации города Костромы: http://www.gradkostroma.ru/news/cd1f288f-b616-41a7-b510-c24586a9fd87.aspx

Дополнительное образование детей Ставрополья должно быть доступным
Этой теме был посвящен масштабный круглый стол, проведенный на базе интерактивного музейно-выставочного комплекса «Россия – моя история» в городе Ставрополе. Его организаторами выступили комиссия по науке и образованию Общественной палаты Ставропольского края совместно с министерством образования и молодежной политики СК.
В дискуссии, поднявшей давно наболевшие вопросы образовательной сферы, приняли участие 106 человек из 33 территорий Ставропольского края. В числе участников помимо членов комиссии ОП СК, членов общественного совета и сотрудников министерства, находились руководители образовательных организаций дополнительного образования и педагоги дополнительного образования.
Основная цель круглого стола заключалась в открытом обсуждении проблем предоставления доступного дополнительного образования на территории муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, а также совершенствования деятельности организаций дополнительного образования. Тема обсуждения актуальна еще и потому, что грядущий год является годом 100-летнего юбилея системы дополнительного образования в Российской Федерации.
С докладами в ходе круглого стола выступили заместитель министра образования и молодежной политики Ставропольского края Диана Рудьева, член комиссии по образованию и науке Общественной палаты Ставропольского края Неонила Ульянич, руководители государственных и муниципальных организаций дополнительного образования Ставропольского края. Были обсуждены проблемы, актуальное состояние и перспективы развития дополнительного образования в Ставропольском крае, сделаны выводы и внесены предложения.
Так, участники круглого стола отметили, что в сфере дополнительного образования работа в крае ведется в рамках реализации Федерального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», Концепции развития дополнительного образования детей, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Межведомственного плана развития дополнительного образования детей в Ставропольском крае на 2017-2020 годы.
В нашем крае действует 242 организации дополнительного образования. При этом в общеобразовательных школах во второй половине дня по дополнительным общеобразовательным программам занимается более 135 тыс. школьников или 32,1 процента от общей численности детей и молодежи края в возрасте от 5 до 18 лет.
Таким образом, всеми формами дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в крае охвачено более 309 тыс. человек (в 2016 году – 283 тыс.), что составляет 73,3 процента (в 2016 году – 73 wacko от общего количества населения в возрасте от 5 до 18 лет.
Однако в системе дополнительного образования края все же есть отдельные проблемы. Они связаны с созданием воспитательно-образовательной среды, отвечающей современным требованиям, обеспечением доступности качественного бесплатного дополнительного образования для обучающихся, которые имеют ограничения по здоровью. Также участники круглого стола убеждены, что обязательного решения требуют вопросы применения информационных ресурсов в образовательном процессе системы дополнительного образования. Несовершенным здесь является ведение статистического учета охвата детей и подростков. Оно не всегда учитывает негосударственные учреждения. Недостаточно эффективна существующая система материального стимулирования педагогических работников в дополнительном образовании. Требует улучшения и совершенствования материально-техническая база учреждений этой сферы. Это и многое другое не делает эту систему более доступной для детей.
По итогам круглого стола принят проект резолюции, которая в ближайшее время будет рассмотрена на заседании Совета Общественной палаты Ставрополья. В этом документе собраны рекомендации и предложения по итогам обсуждения: проводить образовательную политику, направленную на недопущение сокращения и перепрофилирования организаций дополнительного образования различной ведомственной принадлежности; способствовать достижению показателей в части заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования, определенных Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Есть предложение по проведению в 2018 году комплекса мероприятий по реализации в крае концепции дополнительного образования детей, посвященных 100-летию дополнительного образования в Российской Федерации.
Как считают участники круглого стола, важно обеспечить с 2018 года методическое сопровождение реализации Профессионального стандарта педагога дополнительного образования в Ставропольском крае, совершенствовать работу методических служб по внедрению новых воспитательно-образовательных технологий в организациях дополнительного образования с учетом социально-педагогических и региональных особенностей.
Большое внимание было уделено поиску возможностей дополнительного финансирования организаций дополнительного образования для того, чтобы их воспитанники участвовали в краевых, всероссийских и международных конкурсах, слетах, соревнованиях, мастер-классах. Особое значение, по мнению собравшихся экспертов, имеет принятие мер по обеспечению организаций дополнительного образования условиями архитектурной доступности для детей с особыми возможностями здоровья и детей-инвалидов.
После рассмотрения проекта резолюции круглого стола предложения Общественной палаты будут направлены во все заинтересованные структуры.
Елена Гончарова: http://opsk26.ru/2017....>
Категория: Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. | Добавил: СЮН (09.02.2018)
Просмотров: 1392 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск