Четверг, 16.05.2024, 18:41
Приветствую Вас Гость | RSS

МБУ ДО "Детский экологический центр"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. [119]
Статьи и методические разработки педагогов МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов"
Статьи и тезисы обучающихся [49]
Статьи и тезисы исследовательских работ обучающихся МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов" (в том числе в соавторстве с педагогами-руководителями)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п.

Инновационная деятельность МКОУ ДОД «Станция юных натуралистов» Шпаковского района Ставропольского края
Инновационные процессы в учреждении дополнительного образования положительно влияют на качество обучения и воспитания, повышают профессиональный уровень педагогов, создают лучшие условия для духовного развития воспитанников, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.

Педагогический коллектив Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» ведет постоянный поиск инновационных форм, методов и технологий организации образовательного процесса.

Инновационная деятельность в учреждении включает в себя следующие блоки работы:
- Образовательная деятельность.
- Социальное партнерство.
- Исследовательская и проектная деятельность.

Образовательная деятельность включает обновление содержания образовательных программ (обеспечивается свободный выбор каждому темпов и глубины освоения образовательных программ, осуществляется активное взаимодействие детей разных возрастов в образовательном процессе, вводятся качественные показатели по диагностике результатов обучения детей); внедряются современные педагогические технологии (проектное обучение, проблемное обучение), апробируются карты мониторинга, используются информационно - камуникативные технологии, предпрофильное обучение. К инновационным формам учебных занятий относится:
- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
- занятия-соревнования: конкурсы, викторины и так далее;
- занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и другие.

Для реализации задач инновационной деятельности на станции выработана тактика и стратегия работы с педагогами для развития их творческого потенциала: поддержка инновационных начинаний педагогов, повышение квалификации педагогов дополнительного образования, организация и проведение мастер - класов, периодическая отчётность педагогов дополнительного образования.
С целью обобщение, систематизации и распространения передового опыта работы, взаимодействия с другими учреждениями дополнительного образования детей, формирования целостного позитивного образа станции юных натуралистов по эколого-биологическому образованию и воспитанию детей создан сайт учреждения, где так же история создания и развития станции, ее традиции и достижения.

Социальное партнерство. Станция юных натуралистов – открытая социально-педагогическая система, взаимодействующая со всеми типами образовательных учреждений города и района (дошкольные образовательные учреждения, средние общеобразовательные школы, дополнительные образовательные учреждения), различными учреждениями района, родителями обучающихся.

Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями на основе интеграции образования позволяет создать единую образовательную среду, максимально приблизить услуги дополнительного образования, составить базу данных детей и подростков района, интересующихся эколого-биологическими дисциплинами, имеющих склонность к самостоятельной либо коллективной исследовательской, опытнической и проектной деятельности по экологии и биологии, для ранней диагностики одаренных детей и возможности заинтересовать обучающихся проблемами изучения и охраны природы Ставрополья.

Взаимодействие со школами района осуществляется и в ходе подготовки и проведения районных смотров-конкурсов школьных дворов и учебно-опытных участков. Здесь станция натуралистов проводит консультативно-методическую помощь по организации благоустройства и озеленения территории школьного двора, проведению опытнической работы.

В рамках социального партнерства установлены связи:
• с музеем города для организации выставок, проведению экскурсий, взаимному консультированию по различным вопросам;
• со Ставропольским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства по вопросам проведения опытнической, исследовательской работы (консультации), профессионального судейства конкурсов профессионального мастерства;
• с Ботаническим садом г.Ставрополя по вопросам организации экскурсий, обмена коллекционными растениями закрытого грунта;
• с районным Центром занятости населения Шпаковского района с целью организации занятости детей в летний период;
• с комитетом по делам молодежи по вопросам организации проектной деятельности, проведению районной экологической конференции;
• с управлением сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Шпаковского района по вопросам организации и проведения слета ученических производственных бригад и участия с ежегодной сельскохозяйственной выставки.

Исследовательская и проектная деятельность. Приоритетной задачей в работе педагогического коллектива является практико-ориентированная, исследовательская деятельность детей. Обучающиеся всех возрастов ориентированы на занятия исследовательской деятельностью в области естествознания.

С целью развития исследовательских способностей и научного мышления обучающихся, формирования навыков выполнения исследовательских работ, практического закрепления изучаемого материала, поддержания познавательного интереса к природе на базе СЮН в 2006 году создано научное исследовательское общество (НИО) «Горицвет».
Для проведения исследований, помимо знаний литературы, член НИО овладевает навыками исследовательской деятельности, учится работать с определителями, старается знать, что называется «в лицо» многие виды растений и животных. В начале обучающийся подробно знакомится с методиками исследования объектов живой и неживой природы, изучает представителей местной флоры и фауны.

Руководители проектов – педагоги дополнительного образования на местах. Их задача выявить уровень биологических знаний обучающихся, их основные интересы. Методисты СЮН помогают выбрать методику, с помощью которой обучающийся может сам ответить на возникшие вопросы в ходе работы, выдвинуть гипотезу, составить план исследования, подобрать литературу по данной проблеме. На первом этапе выполнения исследовательской работы обучающихся, следуя указаниям педагогов, учится выполнять исследование по образцу. Так он получает знания о методах сбора информации, способах обработки данных, учится делать выводы. В итоге на основании собственных результатов ребенок выявляет некоторые закономерности в природе. При обсуждении результатов педагоги делают акцент на тех вопросах, которые остаются еще невыясненными. Работа продолжается на следующий год. Проведение детьми многолетних исследований позволяет более полно ответить на вопросы, проанализировать межгодовые изменения исследуемых показателей и выявить их причины.

Для коллектива СЮН исследовательскую деятельность, пожалуй, нельзя назвать в полном смысле слова инновационной. Она ведется в организации более 10 лет и к настоящему времени имеются определенные наработки и достижения. В Шпаковском районе с 2000 года проводится районная экологическая конференция, которая стала ежегодной. Необходимость в проведении данного мероприятия появилась в связи с тем, что возникла потребность в качественно новом содержании дополнительного образования детей, которое бы отвечало задачам познавательно-творческого и духовно-нравственного развития детей. Желание обучающихся активно участвовать в решении сложных экологических проблем, значимых для сегодняшнего и завтрашнего дней, привела к необходимости организации учебно-исследовательской деятельности, как ведущего направления в работе станции юных натуралистов.

Особую ценность в вопросах организации научно-исследовательской деятельности приобрело проведение наблюдений и исследований природы Родного края. Знакомство с жизнью близкого с детства леса, луга, поля, реки способствует развитию любви и привязанности к родным местам, воспитывает заботливое отношение к богатствам своего края, пробуждает учащихся к активной деятельности, направленной на их охрану.

Экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность — взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологической культуры, с другой — в результате этой деятельности происходит повышение эффективности экологического воспитания и образования. Именно для развития и поддержки научных исследований, обмена опытом работы по изучению экологических проблем родного края и проводится районная экологическая конференция.

Конференция - главная форма контроля за работой объединений эколого-биологической направленности в образовательных учреждениях района, так как учебно-исследовательская и проектная деятельность являются приоритетными для данных объединений. Конференция способствует привлечению в коллективную учебно-исследовательскую деятельность широкого круга учащихся Шпаковского района, раннему выявлению обучающихся, способных к научному поиску и заинтересованных в повышении интеллектуального и культурного уровней.

Участники Конференции получают стимул к дальнейшему творчеству, приобретают опыт публичной защиты собственных исследований, обмениваются мнениями со своими сверстниками.

Об эффективности экологического образования и воспитания в нашем районе говорят такие факты, как:
• получение грантов в рамках нацпроекта «Образование» - за экологические исследования учащиеся района были отмечены 7-ю грантами Президента РФ;
• успешное участие команды УПБ Шпаковского района в краевых слетах УПБ (за последние годы неоднократно становились победителями и призерами слета: в 2012 году - I командное место, в 2013 году – I командное место);
• призовые места в краевых смотрах-конкурсах школьных дворов и учебно-опытных участков (в 2012 году - I место) участие во Всероссийских смотрах-конкурсах;
• активное участие во Всероссийском экологическом форуме «Зеленая планета» (неоднократное награждение дипломами и грамотами призеров - воспитанников станции юных натуралистов, а педагогический коллектив - за большой вклад в формирование экологической культуры детей и подростков);
• диплом лауреата в краевом этапе VIII Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей (авторская образовательная программа «Юный исследователь окружающей среды», педагог дополнительного образования Талалаев Г.В.);
• успешное участие во Всероссийских конкурсах методических материалов, где методисты и педагоги были отмечены дипломами и грамотами Федерального детского эколого-биологического центра;
• организация в 2006 году в районе конкурса «Фитотодизайн школьной среды», который стал традиционным и призван решать задачи повышения творческой активности учащихся и педагогов в создании экологической и эстетической среды в школе. Как результат: призовые места в краевых конкурсах дизайн – проектов по озеленению школьной территории («Дизайн-проект школьного двора», «Лучший школьный дизайн»);
• успешное участие в краевом конкурсе «Юннат»: призеры и победители в ряде номинаций в 2012 и 2013 годах;
• диплом лауреата краевого этапа III Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей и диплом оргкомитета Южного Федерального Округа за I место в окружном этапе III Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей в группе «Муниципальные образовательные учреждения» в номинации «Станция».

Таким образом, инновационная деятельность создает условия для саморазвития и самореализации педагогического коллектива станции юных натуралистов г.Михайловска.

Жирова И.Н.,
заместитель директора МКОУ ДОД «Станция юных натуралистов»
Категория: Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. | Добавил: СЮН (05.10.2013)
Просмотров: 1943 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск