Информация о работе МКОУ ДОД «Станция юных натуралистов» по охвату организационными формами досуга несовершеннолетних
Информация о работе МКОУ ДОД «Станция юных натуралистов» по охвату организационными формами досуга несовершеннолетних, в том числе склонных к правонарушениям I полугодие 2015 года
Объединения станции юных натуралистов посещают учащиеся школ района и города, а также детских садов г.Михайловска. Численность обучающихся – 842 человека. (детские объединения МКОУ ДОД СЮН)
Основной целью МКОУ ДОД «Станция юных натуралистов» в 2014 – 2015 учебном году было обеспечение необходимых условий для личностного развития обучающихся, формирования у них общей экологической культуры, сознательного, нравственного, этического отношения к окружающей среде, глубокого интереса к природе родного края; развитие навыков опытнической и исследовательской работы.
Порядок приема обучающихся в СЮН определен в Уставе учреждения. Специальной подготовки для приема в детские объединения не требуется. Родителям и детям дается возможность ознакомления с содержанием образовательного процесса. Для комплектования групп и сохранности контингента обучающихся педагоги используют методы: 1. Письменные и устные объявления в школах района о комплектовании творческих объединений, о достижениях обучающихся СЮН, расписание занятий в объединениях. 2. Организация экскурсий обучающихся школ на Станцию юннатов с демонстрацией достижений воспитанников. 3. Постоянная связь с классными руководителями обучающихся, проведение совместных воспитательных мероприятий.
В результате работы по составлению банка данных об обучающихся, записавшихся в детские объединения станции юных натуралистов были выявлены дети из: - многодетных семей – 89; - неполных семей – 96; - опекаемые – 3; - семей с низким прожиточным минимумом – 26; - семьи, находящиеся в социально-опасном положении и дети, стоящие на учете ОПБПН – 7.
В МКОУ ДОД «СЮН» выполняют такие социально-педагогические задачи как обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; адаптация их к жизни в обществе; формирование экологической и общей культуры; организация содержательного досуга обучающихся.
В Учреждении представлены разнообразные виды деятельности, создается микросреда, основанная на неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, доброжелательной атмосфере, более ярко раскрывается индивидуальность каждого ребенка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция, формируются общественные и нравственные интересы и качества, художественные и эстетические вкусы, личностные потребности. В учреждении нет социального педагога и психолога, а также педагога-организатора, которые смогли бы проводить диагностику психологических особенностей трудных подростков, анализ состояния подростка в ситуации проблемы. Поэтому решать психолого-педагогические задачи, связанные с трудными подростками приходится педагогам дополнительного образования самостоятельно.
Педагогами, с целью изучения уровня социализации обучающихся, проведено тестирование в детей и определена степень согласия с содержанием предложенных вопросов (об отношении к родителям, взрослым, товарищам; о волевых качествах; о стремлениях и т.д.) Тестирование показало, что уровень социализации личности – средний.
Таким образом, необходимо усилить работу по созданию условий для личностного развития ребенка; по воспитанию нравственно-правовой убежденности; по формированию адекватной самооценки и способности критически относиться к самому себе; по развитию эмоциональной сферы личности; по включению в социально значимые виды деятельности; по созданию ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности; по обеспечению благоприятного социально-психологического климата.
Обучающиеся всех категорий участвуют в мероприятиях различных уровней и направленностей.
В рамках образовательных программ «Экология человека», «Занимательная экология», «Экология вокруг и внутри нас», где большое внимание уделяет вопросам здоровья человека, экологии жилища, истории взаимоотношения человека и природы. Традиционными являются мини-конференции с защитой рефератов по темам: «Ландшафт как фактор здоровья», «Лесная лечебница», «Здоровый образ жизни», «Аптека под ногами», мероприятия «Праздник чая», «Секреты траволечения».
С 1 января 2015 года обучающиеся станции юных натуралистов приняли участие с исследовательскими и творческими работами в 15 краевых и Всероссийских мероприятиях (конкурсы, олимпиады, конференции). Из которых 2 Федеральных (Конкурс ЮИОС-2015, Олимпиада «Созвездие-2015»), 1 – Республиканский (научно-практическая конференция «Юный растениевод» проводился Министерством образования ДНР) и 12 региональных.
По итогам данных конкурсов обучающиеся МКОУ ДОД «Станция юных натуралистов» заняли 18 призовых мест, из них соответственно: • в мероприятиях регионального уровня – 6 первых, 6 вторых, 4 третьих; • в республиканских мероприятиях – 1 первое; • в мероприятиях Федерального уровня – 1 первое место (претендент на Грант Президента РФ).
Всего в данных мероприятиях приняло участие более 50 юных исследователей станции юных натуралистов.
Активное участие обучающиеся станции приняли в краевых и районных экологических акциях: «Каждой пичужке – кормушка», «Покормите птиц!», «Сохраним природу Ставрополья», субботниках и десантах. В ходе акций проведены такие мероприятия, как: конкурсы эколого-биологической и природоохранной направленности, массовые культурные мероприятия, экологические конференции, круглые столы на экологические темы, экологические десанты, субботники. Большое внимание уделяется трудовой деятельности воспитанников. Это такие мероприятия как: высадка деревьев и кустарников на территории муниципальных поселений, закладка аллей ветеранов Великой Отечественной войны, озеленение и уборка территории на мемориалах погибшим воинам Великой Отечественной войны. В данных мероприятиях участие все обучающиеся и педагогические работники учреждения.
В рамках плана мероприятий станции юных натуралистов, посвященных 70-летию Победы в ВОВ, обучающиеся участвовали в творческой мастерской «Подарок женщинам – ветеранам ВОВ», в Конкурсе открыток, сувениров для ветеранов ВОВ «С Днем Победы!». Педагогами проведены занятия и беседы на темы: «Страницы истории ВОВ», «Дети войны», «Блокадный Ленинград», «Освобождение Северного Кавказа»; мини-конференции, посвященные экологическим проблемам войны. Проведены встречи с ветеранами.
В период с февраля по апрель 2015 года состоялась серия мероприятий, разработанных педагогическими работниками станции юных натуралистов, как на базе учреждения, так и на базе школ района по профилактике вредных, пагубных привычек: - тематические беседы и «круглые столы» на тему: «Я выбираю жизнь!», «Выбор в пользу жизни» для обучающихся старшего школьного возраста; - интеллектуальные игры на темы: «Мы за здоровый образ жизни!», «Нет курению, наркотикам и алкоголю!». (см. также День открытых дверей)
В детском объединении «Юный флорист» обучаются дети, находящиеся в социально-опасном положении: Жукова Наталья, Жукова Татьяна, Сыщенко Александра (учащиеся МКОУ СОШ №5). Эти дети уже второй год занимаются на станции юных натуралистов (объединение «В мастерской природы»). Занятия посещают регулярно, проявляют большой интерес и показывают хорошие результаты в декоративно-прикладном творчестве (отмечены грамотами за участие в выставке обучающихся станции юных натуралистов «Новогодний калейдоскоп»; в районной выставке, посвященной Дню защиты детей).
В социально-опасном положении находится обучающаяся объединения «Юный растениевод» Мощнева Татьяна (МКОУ СОШ №10). Она активно участвует в опытнической и исследовательской работе на УОУ, в работе по благоустройству территории школьного двора, в экологических десантах и субботниках. В детском объединении «Мы и природа» обучается Маршалкина Валерия (семья малообеспеченная, родители злоупотребляют спиртными напитками, недобросовестно выполняют родительские обязанности). Девочка характеризуется как спокойная, уравновешенная, добросовестная, с интересом посещает занятия. По образовательной программе «Экологическая дорожка» занимаются дошкольники Съедина Анастасия и Нартов Герман (социально-опасные семьи). Программа дает возможность формирования осознанно-правильного отношение детей к природе, удовлетворение естественного интереса к изучению животного и растительного мира, приобщение детей к делу охраны природы, обучение самой первой экологической грамоте.
В социально-опасном положении находится обучающиеся Румянцев Владимир и Румянцев Андрей объединения «Занимательная экология» (МКОУ СОШ №8). Они участвует в экологических праздниках, викторинах, акциях.
В состав летней лагерной смены (экологический лагерь «Березка») вошли обучающиеся из многодетных, неполных, малообеспеченных, неблагополучных семей, опекаемые дети. Из 20 воспитанников лагеря – 10 из вышеперечисленных семей.
В летний период МКОУ ДОД «СЮН» занимается временным трудоустройством старшеклассников совместно с ГКУ «Центр занятости населения Шпаковского района». Так, в 2015 году трудоустроено 8 обучающихся общеобразовательных школ г.Михайловска (в том числе и обучающиеся станции). Среди трудоустроенных подростков есть из многодетных и неполных семей.