Еще раз об этапах проведения экологического исследования
Еще раз об этапах проведения экологического исследования
«Сделать открытие – значит увидеть то, что все видят, и подумать при этом то, чтодо сих пор никому в голову не приходило» Альберт Сен-Дьерди
Одним из основных условий существования современного общества является формирование экологической грамотности личности. Природа окружает человека с момента рождения до последнего дня жизни и во многом определяет его поведение, устремления, взгляды, характер. И ныне, при высоком уровне развития цивилизации, жизнь людей по-прежнему подчинена биологическим законам, хотя на эти законы и оказывают сильное влияние социальные факторы. Следует помнить, что довести до всех детей современную природоохранную информацию, требования и запреты, показать на лучших примерах, как надо заботиться о лесе, земле и воде и охранять ландшафт, научить их помогать родной природе - это очень важный, но только первый шаг образовательного процесса. За ним должно следовать обобщение опыта, накопление природоохранных навыков и умений, превращение полученных знаний в твердую убежденность в необходимости заботливого обращения с природными богатствами Земли. «Создавать творцов и покровителей леса еще важнее, чем выращивать самый лес», - писал Л.Леонов. Конечная цель экологического образования школьников состоит в том, чтобы каждый человек расценивал причиненный ущерб природе как личную боль, чтобы у всех учащихся сформировалась гражданская ответственность за все принимаемые ими решения и совершаемые действия по отношению к природе. Наука «Экология» - метапредметная дисциплина. Опираясь на проведенные исследования в этой области, в данной работе приводится авторский подход педагогов к моделированию непрерывного экологического образования школьников на всех ступенях обучения, исходя из требований ФГОС, предусматривающий оптимизацию проектно-исследовательской, 4 учебно-производственной деятельности и всего образовательного процесса в целом. По определению, данному в биологическом энциклопедическм словаре (БЭС, 1986), экология (термин предложен немецким биологом Э. Геккелем в 1869 г.) - биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы. Экологию определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Во 2-й пол. XX в. в связи с резкими неблагоприятными последствиями воздействия человека на биосферу (т.н. "экологическим кризисом"), необходимостью проведения широкомасштабных природоохранных мероприятий резко возрастает практическое значение экологии, происходит "экологизация" многих естественных наук, устанавливается связь экологии с философией и социологией. Экологический подход становится необходимым при решении производственных, научно-технических, демографических и др. задач (там же). В настоящее время экология распалась на ряд научных отраслей и дисциплин, подразделяемых в соответствии с размерами объектов изучения: аут(о)экология (организм и его среда), популяционная, или демэкология (популяция и ее среда), синэкология (экосистема и ее среда), ландшафтная экология (крупные геосистемы с участием живого и их среда), глобальная экология, или мегаэкология (учение о биосфере Земли; отношением к предметам изучения: экология микроорганизмов, экология грибов, экология растений, экология животных, экология человека, сельскохозяйственная экология, промышленная экология, общая экология; средами и компонентами: экология суши, экология пресных водоемов, экология морская, экология Крайнего Севера, экология высокогорий, экология химическая; подходом к предмету: аналитическая экология, динамическая экология; фактором времени: историческая, эволюционная. В настоящее время в педагогической науке и практике ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования. Трудности, с которыми сталкиваются дети при проведении исследовательской работы: • определение темы исследования, • постановка целей и задач, • определение методики исследования, • формулировка выводов и т.д. Как помочь детям в решении этих проблем? Как сделать так, чтобы исследование было не обузой, а радостью для юных исследователей? При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. На одних и тех же источниках можно выполнить реферативную, проектную и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и проводимых на его основании новых выводов. Прежде всего, следует отметить терминологическое различие 2х понятий: исследовательская (учебно-исследовательская) деятельность и проектная деятельность. Под проектной деятельностью подразумевается работа над т.н. «экологическим проектом», т.е. работа для достижения какой-либо, заранее определенной цели, основанная на синтетическом (индуктивном) мышлении. Исследование же, напротив, основано на применении аналитического (дедуктивного) мышления, здесь определена тематика и общий круг задач, но результаты остаются неясными до самого конца. Разумеется, и в ходе работы над проектом необходимо выполнять отдельные аналитические действия, например, проанализировать литературу и другие источники, более или менее широкий круг методик с целью выбора оптимальной. Точно так же, исследование включает синтез полученных данных, особенно при подведении его итогов и подготовке тезисов. Таким образом, примерами проектов могут быть: озеленение школы (класса, села, участка…), планировка УОУ школы, создание коллекции живых объектов и др. Само же название исследовательских работ, как правило, начинается со слов «изучение», «исследование». Здесь заранее ясен только примерный круг вопросов исследования, цель ставится заранее, также как и решаемые задачи, однако, в конечном итоге они могут быть пересмотрены, дополнены. Результаты работы оцениваются, прежде всего, по 3 критериям: новизне, актуальности, достоверности. Новизна исследования может быть оценена только после проработки значительного объема литературы и других источников, поэтому в любой серьезной работе обязательно должна присутствовать глава «обзор литературы», несмотря на то, что в выступлении и тезисах учащегося этот раздел обычно опускается либо сводится к минимуму. Актуальность исследования оценить объективно очень трудно, именно поэтому она должна быть подробно разъяснена во введении и в тезисах, на выступлении обучающийся должен представить ее доказательства, заинтересовать членов жюри. Достоверность исследования не мыслима без многократных повторностей и статистической обработки данных, что в полном объеме встречается в работах школьников весьма редко. Простейшей (начальной) формой исследовательско-аналитической работы является реферат по определенной теме. Его отличает: меньшое количество источников, возможность пропуска ссылок, наличие иллюстраций в тексте работы, отсутствие собственных данных. Именно поэтому реферат является первоначальной формой работы, которую желательно начинать как можно раньше, чтобы учащийся имел некоторый навык работы с литературой, мог анализировать накопленный материал. И, что особенно важно, на этой ступени происходит развитие интереса к той или иной области науки. Исследовательская работа включает реферативную часть (исследовательский реферат) и содержит описание проведенного исследования, результата, вытекающего из проведенного исследования. Проектно-исследовательская работа включает реферативную часть (исследовательский реферат), содержит описание проведенного исследования и показывает возможность применения полученного результата. Алгоритм выполнения исследовательской работы: Выбор тематики - необходимо определить область исследования и уже в этой области выбрать узко определенную проблему (глобальные проблемы в детских работах допустимы, но не поощряются). Работа с источниками информации - сбор разнообразной информации по проблеме исследования. Для этого стоит посетить библиотеки, обратиться к сети Интернет и другим источникам. Одновременно со сбором информации нужно создать базу данных, в которую включить отрывки текстов по проблеме исследования, библиографию, иллюстративные материалы. Здесь следует обратить внимание на правильное неукоснительное соблюдение авторских прав: необходимо не просто копировать и сохранять информацию, но и непременно указывать ее источник, что в дальнейшем значительно облегчит работу над библиографическим списком. На этом этапе обучающийся готовит литературный обзор по проблеме исследования. В это же время необходимо выбирать из базы данных и сохранять все перспективные методики исследования, даже если в дальнейшем только малая часть из них будет использоваться в работе. Определение цели и постановка задач - наметить рабочую формулировку темы (может потом быть изменена), линию (т.е. ход) исследования, по которой формулируются задачи. В ходе данного этапа обозначается актуальность проблемы, формулируются цель, задачи, объект и предмет исследования. В идеале все задачи должны быть выполнены в ходе работы, не рекомендуется оставлять их на будущее, по каждой задаче в выводах дается краткий отчет. Задачи, которые не удалось выполнить по тем или иным причинам, могут быть упомянуты в перспективах дальнейших исследований. Подбор методик - обучающийся под руководством педагога выбирает методы и методики, необходимые для его проведения исследования. Именно на этом этапе наиболее важна консультация специалиста в данной области, который может не только помочь выбрать методики, но и объяснить, почему выбраны именно эти, а не другие. Практическая часть - сбор информации, которая, в зависимости от выбранных методов исследования, может быть получена в результате наблюдения либо эксперимента. Здесь совершенно необходима точная и регулярная фиксация всех данных, даже если они, на первый взгляд, кажутся несущественными и противоречащими первичной гипотезе. Особое внимание при экспериментальной работе следует уделить повторности для последующей статистической обработке результатов. Анализ итогов - в большинстве случаев, при достаточном количестве накопленных данных, результат заметен сразу, вне зависимости от того, подтверждает он первоначальную гипотезу работы или противоречит ей (последний вариант ни в коем случае не говорит о неудаче, его анализ представляет не меньший интерес). Особое значение имеет часто выпадающая из работ часть исследования - статистическая обработка данных. На данном этапе обучающийся формулирует результаты исследования и делает выводы, по умолчанию на каждую задачу необходимо представить краткий вывод. Кроме того, на данном этапе необходимо уточнить и окончательно сформулировать тему исследования, цель, задачи, перепроверить актуальность и новизну. Оформление работы и ее представление - оформление работы во всех случаях должно соответствовать требованиям конкретного положения, которые могут слегка меняться, но общая схема практически не меняется: Шрифт: Times New Roman, 12-14, черный; абзац - 1,25 см; выравнивание - по ширине; нумерация страниц сверху по центру, первая страница не нумеруется. На титульном листе указывается (сверху вниз): • название образовательного учреждения (учреждений), от которого подается работа; • название работы (можно с подзаголовком); • автор (авторы) работы; • руководитель (руководители) работы; • научный руководитель (руководители) работы (при наличии); • населенный пункт, год участия в данном мероприятии. В оглавлении нумерация сквозная, с любым количеством подпунктов, обязательно указание страниц (очень удобно использовать таблицу). Обязательные разделы исследовательской работы (проекта): • введение (цель, задачи, актуальность и новизна работы, иногда - объяснение выбора данной темы и гипотеза исследования); • литературный обзор с обязательными ссылками (выполненными по соответствующим требованиям) на источник (литература либо сайт); • описание объектов, места и времени ведения работы, методик исследования; • результаты проделанной работы (исследования или проекта); • выводы (могут указываться перспективы дальнейшей работы по теме); • список использованных источников (литература и (или) сайты); • приложения (таблицы, диаграммы, графики, рисунки, фотографии - все должны иметь номер (и ссылку в тексте) и название. При малом количестве таблиц и диаграмм они могут размещаться и в тексте работы (также обязательно должны иметь номер и название). Помимо самой работы для ее представления могут быть необходимы: презентация (в большинстве случаев делается в программе Microsoft Power Point, очень редко - в виде фильма), стендовый доклад, раздаточный материал, тезисы для публикации (очень краткое изложение сути работы: автор, название, цель и обоснование ее выбора, задачи, место, время и методики исследования, анализ результатов и выводы; литературный обзор и приложения обычно опускаются), аннотация к работе (краткий вариант ее же тезисов, где, помимо прочего указываются объем работы, число источников, количество приложений и т.п.
Перспективные темы: - Трутовые грибы как показатель рекреационной нагрузки на экосистему (леса, парка, сквера и т.д); - Экологические особенности размещения дереворазрушающих грибов в экосистемах …… леса, парка, сквера…; - Лишайники как биоиндикаторы состояния (памятника природы …..) - Определение содержания оксидов серы в атмосфере (города, села, микрорайона) по группам лишайников; - Мониторинг экологического состояния древесной растительности пришкольного участка; - Изучение орхидных (и др. комнатных растений), способы выращивания и уход в условиях теплицы (дома….); - Гидропоника как способ выращивания растений; - Роль водоохраной зоны и прибрежной полосы в охране малых рек; - Домашний энергоаудит; - Растения в легендах и преданиях; - Растения в мифологии; - Растения - символы разных стран; - Животные в легендах и преданиях; - Животные в мифологии; - Животные - символы разных стран; - Природа и художник (образы природы в пейзажах художников) - Музыка в природе (экологические мотивы современной музыки) - Биоэкологические особенности фоновых животных города; - Зимующие птицы Ставрополья (Изучение орнитофауны зимующих птиц парка….); - Редкие полезные виды позвоночных животных города, рекомендации по их охране; - Н-р, Новомарьевка как объект экологического туризма; - Красная книга (с.Казинка, ст.Темнолесской ……); - Реликты флоры окрестностей села….; -Растения экстремальных местообитаний в городе (растения руин, растения-«взломщики асфальта», растительность сорных газонов и пустырей); - Приготовление бытовых энзимов в домашних условиях; - Волшебные энзимы для дома, огорода, здоровья и кулинарии; - натуральный упаковочный материал из крапивы - экологически чистый и экономически выгодный; - Бытовая химия в нашем доме и альтернативные способы уборки; - Почему люди заводят перепелок? - Эковата.