Доклад директора МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов" на открытии конференции ЭКО-2014
2014 год объявлен ГОДОМ КУЛЬТУРЫ.
Хотелось бы начать свое выступление со слов великого русского писателя Л.Н. Толстого: В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло.
Согласно Указу президента страны 2014 год в России объявлен годом Культуры. Сегодня говорить о культуре человека, об общечеловеческих ценностях нельзя не включив в это понятие экологическую культуру. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во Вселенной, отношение человека к миру.
Человек остается один в лесу, в поле. Он может делать все, что он хочет, он может натворить бед, и единственное, что сдерживает его (если сдерживает!) — его нравственное сознание, чувство ответственности, совесть. Но и все человечество в целом также существует «наедине с природой». Не означает ли это, что только от нравственности человечества зависит отношение человечества к окружающему его миру? Но ведь совесть одного человека — нечто реальное при всей ее неопределенности, но совесть всего человечества как единого целого — это абстракция. Дело, следовательно, не так просто. Все потому, что экология — проблема нравственная.
“Дом”, в котором живет человечество, состоит не только из природного комплекса, в который входит и человек как часть природы, но и из комплекса культуры. Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека. Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетиями культуры. И для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни.
Погибнуть человечество и природа могут не только биологически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие гибели культуры. Такое сочетание бездуховного человечества и бескультурной природы вполне возможно с помощью бездуховной “техники переустройства”. Более того, мы уже идем по этому пути, не замечая этого. И нет пропасти между законами биологической экологии и законами экологии культурной, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой.
Объединение двух понятий тем более необходимо и разумно, что очень часто природа и культура страдают от общих причин. Например, кислотные дожди в Санкт-Петербурге разрушают одновременно в Летнем саду и мраморные статуи XVII-XVIII веков и окружающие деревья. В результате одно следствие: может погибнуть Летний сад.
И отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания человеком себя как части природы и части культуры.
Конечная цель человеческой жизни и работы – преображение мира. Разумное начало камня – быть строительным материалом для прекрасных архитектурных творений. Разумное начало Земли – в растительности на ней произрастающей. Разумное начало растительности – служить для превращения Земли в один цветущий сад. Прообраз этой деятельности человека – художественное творчество. Человек не может жить сиюминутными заботами без ясной цели впереди. И если мы не изменимся внутренне – нравственно – духовно, – не жить нам под солнцем, не иметь нам более природы-питательницы, заступницы, врачевательницы, не находиться нам более в красоте мира, в блеске Вселенной, в изливающихся ее щедротах.
Если мы в ближайшем будущем не научимся бережно относиться к природе, мы погубим себя. Чтобы этого не произошло, необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, начиная с детского сада, школы, а в дальнейшем, и в других образовательных организациях. Экологическое образование и воспитание учащихся является одной из важнейших задач современной школы и это ключевая проблема, над которой мы работаем.
Главной целью экологического образования и воспитания учащихся в Шпаковском районе считаем формирование экологически просвещенной, сознательной личности, понимающей всю важность данной проблемы в мировых масштабах, умеющей отвечать за свои поступки перед будущими поколениями.
Несмотря на то, что в образовательных учреждения нашего района не ведется отдельным предметом экология, экологическое образование проходит красной нитью через большинство тем и уроков биологии, химии и географии на всех ступенях обучения. Эта же работа продолжается на занятиях детских объединений эколого-биологической направленности Станции юных натуралистов.
Одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является исследовательская познавательная деятельность с экологическим содержанием, основанном на краеведческом материале. Она позволяет развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности ребят. Исследовательская деятельность, реализуемая во внеурочной деятельности, носит ярко выраженный межпредметный характер и не замыкается на экологии.
Исследования проводятся по проблемам здорового образа жизни, рационального питания, охраны природных объектов. Расширению границ экологической культуры так же способствуют эколого-краеведческие исследования, проекты по ландшафтному дизайну и т.д. С данными работами обучающиеся выступают на мероприятиях различного уровня: научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах, слетах. Так, победители и призеры прошлогодней районной научно-практической конференции «Экология. Культура. Образование» стали участниками краевых и Всероссийских мероприятий:
- В краевом этапе Всероссийской олимпиады научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек-Земля-Космос» (Олимпиада «Созвездие») победителями стали обучающиеся СЮН:
- Хачатрян Микаэла, (учащаяся СОШ №5); - Солгалова Екатерина (учащаяся СОШ №1). В апреле 2014 Солгалова Екатерина стала участницей 15 Всероссийской олимпиады «Созвездие» в г.Королеве, где заняла - 4 место.
- В Краевом юниорском лесном конкурсе «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»), январь 2014 г. приняли участие обучающиеся СЮН: 1. Солгалова Екатерина (учащаяся СОШ №1), где заняла третье место в номинации «Экология лесных растений»; 2. Овчаренко Олег (учащийся СОШ №16 с.Дубовка) - второе место в номинации «Экология лесных животных».
- Результативным было участие в ежегодной Краевой научно-практической конференции школьников «В науку первые шаги»: Батраков Иван (учащийся СОШ №1) и Хачатрян Микаэла (учащаяся СОШ №5) завоевали призовые места.
- В Краевом этапе Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос - 2014»: Сатаева Алина (учащаяся СОШ № ) завоевала второе место в номинации «Живой символ малой родины».
- В Краевом этапе 13 Всероссийской акции «Я - гражданин России» Коллективный экологический проект учащихся средней школы №17 «Разработка экскурсионного маршрута по экологической тропе «Там, на неведомых дорожках…» (Создание и функционирование экологической тропы, экскурсионного маршрута на территории Новомарьевского сельского поселения) занял второе место.
- В Краевом этапе Всероссийского форума «Зеленая планета - 2014» Аванесян Лоранна (учащаяся СОШ №1) в номинации «Многообразие вековых традиций» заняла третье место.
- В 2014 году отмечается 60-летие движение Ученических производственных бригад. В связи с этим в крае проходили различные мероприятия:
- Так, в Краевом конкурсе творческих работ «Земля в наследство», проходившем в апреле 2014 г. Писковская Екатерина (учащаяся Сош №30) в номинации «Декоративно-прикладное искусство» заняла третье место. - В V краевой олимпиаде обучающихся общеобразовательных школ, членов ученических производственных бригад: - Черкасская Алена (учащаяся СОШ №13) заняла второе место, Першина Татьяна (учащаяся СОШ №19) – 4 призовое место, Андросова Евгения (учащаяся СОШ №18) заняла 5 призовое место. - В VIII Всероссийском слете ученических производственных бригад, проходившем ст.Григорополисской, команда Шпаковского района, представляющая Ставропольский край, заняла 1 место.
- В Краевом конкурсе «Юннат-2014», проходившем в сентябре в г.Ставрополе: - Корниенко Дарья (СОШ №1, 9 класс) завоевала 1 место в номинации «Цветоводство». - Атакишиева Валентина (СОШ №5, 9 класс) заняла 2 место в номинации «Овощеводство». - Диденко Елизавета (СОШ №12, 8 класс) – 3 место в номинации «Полеводство» Корниенко Дарья участвовала во Всероссийском этапе конкурса Юннат-2014 в г.Москве.
- Зональный этап 20 краевой конференции «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья» прошел 28.11.2014 в с.Полужное - Деренко Ольга, СОШ №1, 9 класс – второе место в секции «Агроэкология и ботаника» - Ласкина Екатерина, Лицей №2, 10 класс – второе место в секции «Зоология».
В краевом этапе Всероссийской олимпиады учреждений дополнительного образования победителем в номинации 10 классы победителем стала Попова Кристина, учащаяся СОШ №1 г.Михайловска, а Атакишиева Валентина, учащаяся СОШ №5 г.Михайловска заняла в олимпиаде третье место.
Так же юные экологи активно участвовали в краевом конкурсе «Шаг в будущее», «Ставропольской открытая конференция школьников», краевом «Слете экологов», краевой олимпиаде «Экоэрудит», межрайонной конференции «Благодарненские чтения», краевом этапе Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. Участие в различных природоохранных мероприятиях так же оказывает огромное влияние на формирование экологической культуры, жизненного опыта детей по взаимоотношению с окружающим миром. Это способствует активизации знаний, умений, навыков детей в вопросах охраны природы и их практическому применению, стимулирует потребность самореализации ребёнка в общественно-значимой деятельности.
Активное участие в районной акции «Сохраним природу Ставрополья» в 2014 году приняли многие общеобразовательные организации. Это наиболее значимое ежегодное мероприятие. В рамках Акции прошли мероприятия, посвященные Всероссийскому Дню посадки леса (в ходе данных мероприятий высажено более 500 деревьев и кустарников); прошли Дни защиты от экологической опасности; акции «Чистый двор», «Чистый водоем», «Берегите первоцветы», «Каждой пичужке - кормушка»; экологические праздники, посвященные Всемирному Дню Земли, Дню Воды; экологические игры и викторины; экологические субботники по благоустройству и озеленению территорий образовательных учреждений; экологические десанты по территориям населенных пунктов, экологическим тропам образовательных учреждений, прилегающим территориям; тематические занятия по проблемам экологического просвещения, образования и культуры, фотовыставки и конкурсы рисунков на экологическую тематику, и множество других мероприятий.