Доклад директора МБУ ДО «Детский экологический центр» Сидоренко С.В. на открытии районной экологической конференции
Началом развития юннатского движения в России принято считать 15 июня 1918 года, когда в одном из районов Москвы – Сокольниках была открыта районная станция юных любителей природы, в дальнейшем поднявшаяся до уровня федерального учреждения – Центральной станции юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, ныне это Федеральный детский эколого-биологический центр, координирующий развитие юннатского движения в нашей стране. В первые годы своего существования юннаты работали под лозунгом «Ближе к природе!». Главными факторами воспитательного процесса считались: соприкосновение с живой природой, самостоятельные наблюдения и опыты, участие в общем физическом труде, пользование специальной литературой, общественно полезная работа, участие в пропаганде натуралистических знаний. Юные натуралисты – это был грандиозный, как сейчас бы сказали, образовательный проект, которым уже через 20 лет после 1918 года была охвачена вся страна. Если сравнивать в масштабах страны, то станция юных натуралистов в Шпаковском районе появилась достаточно поздно. В 1989 году по инициативе коллектива учителей биологии решением исполнительного комитета Шпаковского районного Совета народных депутатов в целях воспитания у учащихся глубокого интереса к природе, сельскому хозяйству, привития навыков опытнической работы и была открыта районная станция юных натуралистов на базе средней школы №3. Однако, натуралистической, природоохранной, исследовательской работой занимались школьники Шпаковского района и ранее. Эта работа велась и в рамках деятельности ученических производственных бригад, которые в нашем районе были созданы в 1955 - 1956 годы. Движение УПБ – целая эпоха в истории Шпаковского района. В 90-е годы ученические бригады работали во всех школах района, где трудовая деятельность всегда была тесно связана с образовательным процессом на основе принципа связи школы с производством, теоретического обучения с производственным трудом. Созданные в середине 50-х годов ученические бригады – это школа воспитания рачительного хозяина, ответственного за свою землю, село, Родину! Это уникальное детское трудовое движение, где учатся работать, управлять, дружить. Опытническая, исследовательская работа велась на учебно-опытных участках школ. Ребята выращивали редкие овощные растения, испытывали новые сорта овощных и полевых культур, изучали сельскохозяйственные растения, перспективные для Ставропольского края.
С самого создания станции юных натуралистов, ныне детского экологического центра, основной задачей учреждения является развитие учебно-исследовательской, проектной деятельности, формирование экологической культуры. С этой же целью вот уже в 19 раз проходит наша конференция, на которой мы подводим итоги работы за прошедший год. Не исключение и сегодняшняя конференция, где мы подведем итоги участия образовательных учреждений в мероприятиях эколого– биологической, природоохранной направленностей, большая часть из которых была посвящена именно 100-летию юннатского движения в России. Сегодня мы хотим изобразить ту работу, которою проделали школы за этот год в виде символической «дороги добра», где отметим вклад каждой школы в дело сохранения природы нашего края по различным направлениям деятельности. И представим эти направления в виде станций, ведущих к солнцу, как символу всего живого. 1. И первое направление, первая станция – учебно-исследовательская деятельность: Большой научный вклад в дело изучения экологических проблем нашего района внесли юные исследователи средней школы №1, лицея №2, средней школы № 5 города Михайловска, №10 п.Цимлянский. Наиболее значимыми были следующие достижения: - первое место – во Всероссийской олимпиаде «Созвездие», прошедшей в городе Королеве (номинация «Город, в котором я живу») завоевала Тараненко Нина, учащаяся средней школы №1; - первое место в Краевом и заочном Всероссийском лесном юниорском конкурсе «Подрост - 2018» заняла Рогозина Анастасия, учащаяся средней школы №5; - первые места в V Всероссийская конференция проектных и исследовательских работ «Дорогами открытий» у Клинчаевой Алины, учащейся лицея №2, Рогозиной Анастасии и Дубяга Евгении, учащихся средней школы №5, призовые места в этой же конференции заняли Вертешина Вероника и Габриелян Анастасия, учащиеся средней школы №1; - третье место во Всероссийском конкурсе «Юннат -2018», прошедшем в г.Москве заняла Беда Татьяна, учащаяся средней школы №1; - первое место в Краевом литературном конкурсе «Красота оленей – красота мира» заняла Стрекозова Ксения, учащаяся средней школы №5; - второе место в краевом этапе Всероссийского конкурса творческих, проектных и исследовательских работ «Вместе ярче» у Непочатых Даниэллы, учащаяся средней школы №10; - второе и третье место в XXIX Ставропольской краевой открытой конференции школьников у Семчиной Александры и Бирюковой Анастасии, учащихся средней школы №1 соответственно; - в Краевом этапе Всероссийской акции «Летопись юннатских дел» третье место заняла учащаяся средней школы №10 Непочатых Даниэлла; - в Краевом слете юных экологов Ставрополья второе место заняла Тараненко Нина, учащаяся средней школы №1; - победитель муниципального и участник краевого конкурса юных исследователей окружающей среды – Бор Инна, учащаяся лицея №2. И это далеко не все победы наших юных экологов на различных экологических мероприятиях. 2. Вторая станция: участие в природоохранных акциях: В рамках ежегодной экологической акции «Сохраним природу Ставрополья», которая является наиболее значимым природоохранным мероприятием, многие образовательные учреждения принимают самое активное участие. Так в 2018 году проведены 485 мероприятий данной направленности: тематические занятия, классные часы, праздники, конкурсы, викторины, мини-конференции, акции «Каждой пичужке - кормушка», «Покормите птиц!», «Посади дерево», «Сохраните первоцветы!» и другие. В этой номинации хотим отметить следующие общеобразовательные организации: средняя школа №4 г.Михайловск, средние школы №№6, 7 с.Пелагиада, средняя школа №14 с.Надежда, средняя школа №17 ст.Новомарьевская. 3. Третья станция: участие в экологических субботниках: Традиционными мероприятиями стали ежегодные экологические субботники: «Чистый город», «Чистое село», «Чистый водоем», «Обелиск», «Подари Земле Сад», экологические десанты по очистке и благоустройству населенных пунктов, учебных экологических троп, лесополос, лесных массивов и другие. Активное участие в мероприятиях в рамках Акции приняли волонтёры и юнармейцы средних общеобразовательных школ района. На этой станции размещаются следующие общеобразовательные организации: средние школы № 3, 5, 30 г.Михайловска, средняя школа №9 ст.Темнолесской, средние школы №№11, 12 с.Татарка, средняя школа №18 х.Демино, 4. Четвертая станция: работа на учебно-опытном участке и благоустройство школьного двора: Благоустройство и озеленение пришкольной территории, очень важная как с экологической, так и с эстетической точки зрения работа. Школьный двор – это и составляющая процесса обучения и место проведения свободного времени, и среда, формирующая эстетические чувства детей и подростков. УОУ – это эколого-биологическая лаборатория, в которой проводятся занятия детских объединений по растениеводству, овощеводству, цветоводству, ландшафтному дизайну. Это место для сбора и заготовки раздаточного материала, коллекций и материалов для декоративно-прикладного творчества. На этой станции мы хотим разместить следующие общеобразовательные организации: средняя школа №8 с.Сенгилеевское, средняя школа №13 с.Надежда, средняя школа №19 с.Верхнерусское, как неоднократные победители и призеры районных и краевых смотров-конкурсов школьных дворов. 5. Пятая станция: работа ученических производственных бригад: На этой станции мы разместим общеобразовательные учреждения, которые уже много лет своим трудом зарабатывают средства для развития своих школ, тех, кто ежегодно кто готовит победителей и призеров районных, краевых и всероссийских слетов ученических производственных бригад, защищает честь района в краевых конкурсах по итогам деятельности за прошедший год. Это средняя школа №15 с.Казинка и средняя школа №16 с.Дубовка. Вот такая «дорога добра» у нас получилась! Будем и дальше идти этой же дорогой, путем добрых дел в защиту природы! Возвращаясь к празднику 100-летия системы дополнительного образования, хотелось бы вспомнить людей, которые стояли у истоков юннатского движения в нашем районе, по инициативе которых и было создано наше учреждение. Это учителя биологии, проработавшие много лет в школах района: Коротуненко Тамара Петровна, учитель средней школы №10 п. Цимлянский, Хрипкова Галина Ивановна, учитель средней школы №18 х.Демино, Косинов Алексей Яковлевич, учитель средней школы № 12 с.Татарка. В нашем зале присутствует один из этих педагогов – Косинов Алексей Яковлевич, почетный работник общего образования. Алексей Яковлевич много лет являлся заведующим учебно-опытным участком, где на высоком уровне велась исследовательская работа, который неоднократно становился победителем и призером районных и краевых смотров-конкурсов учебно-опытных участков. Воспитал целую плеяду победителей и призеров конкурсов профессионального мастерства районного, краевого и Всероссийского слетов ученических производственных бригад. Алексей Яковлевич - человек творческий. Очень любит природу своего края, красоту которой воспевает в своих стихах. К любому мероприятию: экологическая конференция, семинар биологов, праздник птиц, день открытых дверей у него готовы поэтические строки. И сегодня, когда Косинов А.Я. находится на заслуженном отдыхе, он желанный гость на наших районных мероприятиях, проводимых Детским экологическим центром. В связи с празднованием 100-летия юннатского движения, за большой вклад в развитие экологического образования награждается почетной грамотой Косинов А.Я.
Так же сегодня хотелось бы отметить и наградить за многолетний добросовестный труд и вклад в развитие экологического образования и воспитания следующих учителей, педагогов дополнительного образования Детского экологического центра: Скрипкину М.А. – учителя биологии СОШ №1; Михневу Е.В. – учителя биологии СОШ №13; Меркулову Т.В., учителя биологии СОШ №15; Арзуманян Л.С. - учителя химии СОШ №18.