Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования
Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
Формирование контингента обучающихся в дополнительном образовании осуществляется на основе интересов и задатков обучающихся, что само собой предполагает работу на основе принципа дифференциации в образовании программ и содержания обучения. Обучение детей в учреждениях дополнительного образования осуществляется параллельно и одновременно с общеобразовательной школой, но отличается большей возможностью выбора содержания, индивидуализации программы (в том числе через индивидуальные образовательные маршруты), обеспечением социально-профессиональной мобильности за счет развития разносторонних задатков и способностей. В чистом виде реализация технологий дифференцированного обучения в учреждениях дополнительного образования не возможна, так как разработанные образовательные технологии в основном для общеобразовательных средних школ. По мнению И.П.Волкова, педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. В учреждениях дополнительного образования могут быть использованы лишь элементы технологий, но и в этом случае важно знать основы технологического подхода, соблюдать технологическую цепочку организации процесса обучения. Именно она становится основой реализации дифференцированного подхода и индивидуализации обучения.
Основные составляющие технологического подхода:
1. Главное отличие технологического подхода - диагностическая постановка целей для проектирования образовательного процесса на основе предварительного выявления уровня способностей, знаний, опыта и набор обучаемых в группы с однородным уровнем имеющихся данных. 2. Мотивация и организация учебной деятельности обучающихся – в педагогических технологиях имеет особо важное значение, так как в приоритете самостоятельность обучающегося во взаимодействии со средствами обучения. 3. Важнейшая характеристика технологического подхода – взаимодействие обучающихся со средствами обучения, т.е. собственно процесс обучения, осуществляемый не с подачей педагогом готового материала к усвоению, а через взаимодействие учащихся со средствами обучения. Педагог в роли направляющего этот процесс, консультанта, корректирующего ситуацию в случае затруднений. 4. Поэтапный контроль качества усвоения материала, педагогический анализ процесса.
Все этапы взаимосвязаны, продолжают и взаимодополняют друг друга. В технологическом подходе систему деятельности педагога можно представить как алгоритм последовательных действий при подготовке и проведении различных форм образовательной работы. В общем виде это: - изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса; - постановка диагностических целей и задач; - определение перспективы, предвидение результатов (цель), планирование; - осуществление спланированной образовательной деятельности; - коррекция на основе поэтапного педагогического анализа; - разработка программы последующих действий, в том числе корректировочных. Кратко можно представить в виде цепочки: анализ --> диагноз --> прогноз -->проект --> реализация --> контроль (анализ). В разработке образовательной программы необходимо четко определить методы, средства, формы работы, а главное начать с диагностической постановки цели и задач, выбора содержания.
Технологическая цепочка образовательного процесса. 1. Целеполагание предполагает чёткость цели и задач, их направленность на конечный результат обучения. а) педагогический анализ и диагноз – установление состояния объекта на данный момент времени. Диагностическая постановка цели предполагает предварительную работу педагога по изучению состояния обучающихся: способности и уровень учебной мотивации, уровень обученности; б) постановка цели – это предвосхищаемый результат деятельности, к которому надо прийти в результате обучения по данной программе. Их надо формулировать педагогу не только для себя как педагогическую задачу, но и ставить их перед детьми, как их учебную задачу; в) цель ставится педагогом обычно одна, но она конкретизируется задачами. Задач должно быть три – обучающая (новые знания и применение их на практике), развивающая (какие развиваются умения, навыки, психические и психофизические процессы – внимание, мышление, память, речь, моторика…), воспитательная (какие воспитываем качества и свойства личности – трудолюбие, товарищество, культура общения, ответственность, усидчивость…). Задачи по формулировке должны начинаться с глагола и отвечать на вопрос «что сделать»; г) цели и задачи должны соответствовать требованиям: - реальность (не строить «воздушных замков»), - конкретность (четкость формулировки), - достижимость (учет особенностей и возможностей). 2. Сформировать положительную мотивацию обучающихся, заинтересовать занятием с помощью различных педагогических средств и методов: проблемная ситуация, элементы игры и театрализации, наглядность, творческая задача, практическая деятельность. 3. Оптимальный отбор содержания дифференцированно по степени сложности, по силам обучающихся, объему материала, связи с другими предметами и в соответствии с диагностически поставленной целью. 4. Создание благоприятного психологического климата учебного процесса, комфортной обстановки на занятиях. Стиль отношений зависит от личности педагога – это очень существенный фактор. Важен интерес к личности каждого, а в небольшой группе перед занятием индивидуальное приветствие с демонстрацией позитивного настроя педагога на основе макаренковской идеи об «опоре на положительное в ребенке». 5. Использование активных и интерактивных методов, активизирующих познавательную деятельность учеников, внимание, мышление, самостоятельность. Это касается формирования активной позиции ребенка на занятиях и в познавательной деятельности в целом, т.е. стимулирование самообразования. Решению этой задачи способствует диалог, беседа, коллективное обсуждение вопроса, дискуссия. На занятии главное, чтобы было активное изучение и усвоение материала, освоение навыков, а не изложение, объяснение или рассказ педагога и пассивное слушание обучающихся. Знания и навыки должны быть результатом собственного труда обучающихся при направляющей деятельности педагога. В то же время нельзя забывать правило «учитель должен учить», направить, помочь разобраться и понять, отработать и закрепить первые успехи и навыки. При реализации в образовательном процессе активных и интерактивных форм и методов основным механизмом работы педагога является педагогическое воздействие (В.Ю. Питюков). Используя методы воздействия на обучающихся, педагог должен осознавать и выполнять 3 функции педагогического воздействия: - инициирование активности субъекта (обучающегося); - оснащение его способами деятельности; - стимулирование самостоятельного выбора действия субъекта.
Эти функции особенно важны для дифференциации во время использования активных и интерактивных методов обучения, где акцент делается на продуктивное взаимодействие и общение обучающихся. Так, своя цель и свой выбор действий (субъективизация) – залог активности субъекта, осознанного обучения. Все аспекты дифференциации и индивидуализации, все инновационные средства и методы следует гармонично с целями отразить в основных блоках образовательной программы. Они определены в федеральных требованиях к образовательным программам учреждений дополнительного образования. И последнее, но самое важное – фильтры инноваций в образовании. Это: - приоритеты развития личности каждого ребёнка, - возрастные особенности обучающихся, - направленность и специфика программы, - технические условия и возможности IT-специалистов, а чаще просто их отсутствие в учреждениях дополнительного образования. Особенно важен учёт возрастных особенностей, приоритетов развития личности и направленности программы, когда речь идет об инновациях на основе цифровизации. Вряд ли уместно внедрять компьютер и дистанционное обучение там, где требуется непосредственный контакт педагога-мастера и обучающегося, где наибольшая ценность и самая актуальная инновация в живом общении, в том, что «личность воспитывает личность». Родители приводят дошкольника или ребенка возраста младшей школы в «кружок» по вышивке, росписи, глине, туризму, вокалу, танцам, чтобы он приобрел нужные ему социальные навыки, вышел из экрана гаджета и начал общаться, реализовывать свои способности в каком либо деле, сформировал своё «Я», уверенность в своих силах, готовность выйти в общество. Там мастерство передается только на уровне живого общения души, ума и взаимодействия. Эти функции не заложить в дистанционное обучение, тем более, что референтными лицами для этого возраста являются всё-таки учителя, педагоги. Будут ли дистанционные мастер-классы лучше подобных интернетроликов, особенно при современном невысоком уровне обеспечения учреждений дополнительного образования компьютерной техникой и IT-специалистами. Просто дети снова окунутся в монитор компьютера. В Концепции развития и воспитания личности гражданина РФ акценты ставятся на нравственном, патриотическом воспитании, на развитии гражданских качеств, социальных навыков, что не возможно без знания истоков, корней своего народа, своей культуры. В то же время, важно находиться на современном уровне развития общества, науки, техники. И здесь реализация индивидуальных проектов и самообразование в возрасте подростков, старшеклассников, в профессиональном образовании просто невозможно в наше время без новых информационных технологий, которые помогут лучше решать задачи индивидуализации и дифференциации на новом уровне. Дети, имеющие способности, дети заинтересованные в технических специальностях придут к ним, а не в кружки рукоделия и танцев. А общество нуждается и в тех, и в других специалистах. Всего 5 шагов для успешности реализации программы: – 1 заинтересовать (внешний интерес, пришли, записались); 2 увлечь (сущностный интерес, мотивация преодолению трудностей в научении); 3 мониторинг успешности обучения (поэтапный контроль и анализ обученности); 4 корректировка программы (адаптирование под индивидуальную траекторию); 5 выход к самореализации (субъективизация, самоутверждение, самореализация). Это и есть задача дополнительного образования – через дифференциацию и индивидуализацию к ориентации обучающихся на разные профессии и направления.