Среда, 25.04.2018, 01:38
Приветствую Вас Гость | RSS

МБУ ДО "Детский экологический центр"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. [83]
Статьи и методические разработки педагогов МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов"
Статьи и тезисы обучающихся [44]
Статьи и тезисы исследовательских работ обучающихся МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов" (в том числе в соавторстве с педагогами-руководителями)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п.

Диагностические методики, используемые в работе с детьми разного школьного возраста
Диагностические методики, используемые в работе с детьми разного школьного возраста

Вся работа педагога осуществляется в процессе взаимодействия с обучающимися. От умения педагога добиваться при взаимодействии с обучающимися высокого уровня качества образования в значительной степени зависит успешность решения стоящих перед ним задач.
Педагогу для организации образовательного процесса необходимо изучить особенности характера, интересы и увлечения своих воспитанников, их взаимоотношения с родителями, сверстниками. В этом помогают различные диагностические исследования. Овладение диагностическими методиками значительно расширяет психологическую компетентность педагога и становится условием его профессионального роста и мастерства. Анализ результатов диагностики позволит педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.
В силу индивидуального характера многих детей в идеале для каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.
Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т.е. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений.
Цель диагностики - управление личностным ростом ребенка.
Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:
1. психотерапевтическую: различные диагностические технологии (рисунок, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;
2. коррекционную: исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;
3. развивающую: в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения личной активности.
Этапы педагогической диагностики:
Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся.
1. Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка
Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.
Задачи:
- прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;
- выбор уровня сложности программы, темпа обучения;
- оценку дидактической и методической подготовленности.
Методы проведения:
- индивидуальная беседа;
- тестирование;
- наблюдение;
- анкетирование.
2. Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенка, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.
Задачи:
- оценка правильности выбора технологии и методики;
- корректировка организации и содержания учебного процесса.
Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом и методистом образовательного учреждения.
3. Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Цель: подведение итогов освоения образовательной программы.
Задачи:
- анализ результатов обучения;
- анализ действий педагога.
Методы проведения итоговой диагностики:
- творческие задания;
- контрольные задания;
- тестирование;
- олимпиада;
- выставка работ.
Результаты итоговой диагностики, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.
Формы представления результатов диагностики
Сегодня к числу эффективных технологий качества образования относится мониторинг. Мониторинг в УДОД является механизмом отслеживания эффективности практики сотрудничества педагога и ребенка по освоению им образовательной программы и осознанию личностного роста.
Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся:
- дневник педагогических наблюдений;
- диагностические карты;
- зачетные и личные учебные книжки.
Работая с диагностическими методиками, нужно придерживаться следующих правил:
1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
2. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
3. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам объединения.
4. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо обучающихся.
5. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в объединении.
6. Необходимость педагогической диагностики должна обучающимся разъясняться.
Индивидуальная маршрутная книжка обучающегося
Цель разработки такой формы мониторинга заключалось в том, чтобы выяснить, насколько образовательный процесс способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию его ключевых компетенций; обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации его индивидуального образовательного процесса с тем, чтобы повысить качество образования, а также проанализировать, обобщить и распространить положительный опыт деятельности педагогов.
Индивидуальная маршрутная книжка – это организационный документ, отражающий информацию об особенностях проектирования индивидуального образовательного процесса ребенка, его продвижении в освоении образовательной программы дополнительного образования и личностных достижениях. Она включает в себя несколько четко выраженных разделов:
1. Общие сведения об учащихся (ФИО, дата рождения, год поступления в УДОД, адрес, данные о родителях и т.д.);
2. Информация о детском объединении, в которое поступает ребенок (название объединения, ФИО педагога, программа деятельности объединения);
3. Мотивация ребенка к занятиям в объединении и освоению программы;
Ребенок сам определяет свое отношение и настроение к занятиям
4. Задачи по годам обучения (индивидуально, согласно особенностям развития обучающегося)
5. Особенности освоения программы дополнительного образования, личностного развития и персональные достижения;
Особенности освоения программы:
Теоретическая подготовка ребенка: 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы), 1.2 Владение специальной терминологией;
Практическая подготовка ребенка:
- Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
- Владение специальным оборудованием и оснащением
- Творческие навыки
Общеучебные умения и навыки ребенка:
- учебно-интеллектуальные умения
- умение подбирать и анализировать специальную литературу
- умение пользоваться компьютерными источниками информации
- умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)
- учебно-коммуникативные умения
- умение слышать и слушать педагога
- умение выступать перед аудиторией
- умение вести полемику, участвовать в дискуссии
- учебно-организационные умения и навыки
- умение организовать свое рабочее (учебное место)
-навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
- умение аккуратно выполнять работу
В конце делается заключение о результатах обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Личностное развитие ребенка:
Организационно-волевые качества:
- терпение (способность переносить нагрузки в течение определенного времени)
- воля (способность активно побуждать себя к практическим действиям)
- самоконтроль (умение контролировать свои поступки)
Ориентационные качества:
- самооценка (способность оценивать себя адекватно реальным достижениям)
- интерес к занятиям в объединении (осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы)
Поведенческие качества:
- конфликтность (способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации)
- тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам объединения)
Заключение – результат личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы
6. Ожидания ребенка от занятий в детском объединении;
7. Рекомендации педагога и перспективы развития ребенка;
8. Самоанализ развития выпускника детского объединения;
9. Рекомендации выпускнику со стороны педагога.
Ведение настоящей индивидуальной маршрутной книжки основывается на организации непрерывного педагогического взаимодействия и рефлексивном подходе в оценке процесса и результатов образовательной практики и личностного развития, прогнозировании возможного взаимодействия в будущем.
Это служит базой постановки конкретных субъектно-окрашенных целей и задач, определения дальнейших планов деятельности, механизмов их реализации. Непрерывная организация педагогического процесса основывается на ряде основных принципов: сотрудничества, конструктивности, компетентности.
Методы, используемые в индивидуальной маршрутной книжке как особом инструменте мониторингового характера - это педагогическое наблюдение, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, рефлексивные приемы сопровождения и оценки состояния участников образовательного процесса (рисуночные методики, метод незаконченных предложений).
В процессе применения индивидуальной маршрутной книжки выясняются следующие вопросы: достигается ли цель учебно-воспитательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований, определяется характер отношения педагога
к процессу развития и результатам образовательного процесса конкретного ребенка, заинтересованность в его продвижении и другие значимые педагогические аспекты.
Индивидуальная маршрутная книжка для педагога дополнительного образования - это инструмент, сопутствующий максимальной индивидуализации образовательного процесса наряду с индивидуальной образовательной программой, это педагогическая технология, позволяющая педагогу оттачивать свое профессиональное мастерство в условиях дифференциации образовательного процесса, а для обучающихся и их родителей - это возможность получить информацию от педагога и самого ребенка о том, как протекает процесс дополнительного образования, на что необходимо обратить внимание, каковы перспективы персонального роста и развития.
Проблема оценки качества образования в учреждении дополнительного образования детей остается актуальной на сегодняшний день. Педагоги находятся в постоянном поиске содержания и структуры критериев, параметров и показателей качества образования обучающихся в зависимости от направленности образовательной программы.
Сегодня на первый план выходят задачи развития и формирования личности и индивидуальности учащихся, создание условий, обеспечивающих развитие их творческих способностей. Решение этих задач затруднено тем, что обучение и воспитание слабо опираются на имеющиеся психологические знания о развитии ребенка и формировании его личности. Педагоги часто оценивают личность ученика без достаточного количества информации о нем, без понимания истинных мотивов его поступков, используя, в основном, свои впечатления о ребенке, полагаясь лишь на собственный опыт и интуицию. Рассматривая работу руководителя кружка с позиций технологии, можно выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:
1. Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания.
2. Планирование работы
3. Реализация плана (выполнение работы)
4. Анализ и оценка результатов работы. Далее ставятся новые задачи, если решены прежние. Конечно, большинство педагогов не работает, строго следуя этому алгоритму, но в начале года или полугодия руководитель кружка все же вынужден задуматься над вопросами типа: что уже сделано, и что делать дальше, какими наши ученики были, какими стали и какими мы их хотим видеть? Диагностика в работе руководителя кружка (психолого-педагогическое изучение отдельных учащихся или всей группы в целом) является частью сравнительно нового направления - педагогической диагностики. С помощью диагностических методик педагог получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и воспитания учащихся, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и личности каждого кружковца. Педагогическая диагностика важна тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие функции диагностики: контрольно - корректировочную, прогностическую, воспитывающую. Первая, состоит в получении данных и корректировки процесса воспитания, вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем, третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним, руководитель кружка имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа.
Руководитель кружка изучает самого ребенка, его семью, его окружение, коллектив в целом.
1. Содержание диагностики обучающегося (кружковца) можно свести к следующему: - демографические данные о кружковце и его семье, - данные о здоровье и физическом развитии ребенка, - познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления), - эмоционально-волевая и потребностно - мотивационная сферы, направленность личности (интересы, отношения, ценности, Я-концепция), - наконец, поведение, поступки учащегося. Кроме того, руководитель кружка изучает детский коллектив в целом: межличностные отношения, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др. Как изучить личность каждого кружковца и состояние педагогического процесса в детском формировании? Наука предлагает большой арсенал методов диагностики, однако лучше использовать методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики. Наблюдение более всего доступно руководителю кружка и дает много сведений об учащихся. В сущности, любые наши контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Метод наблюдения требует опыта и умения отделять существенное от второстепенных моментов. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а также длительности и способов фиксации результатов. Например, свои наблюдения можно записывать на отдельные карточки в ходе занятий (поведение ученика в момент объяснения материала руководителем кружка, в период выполнения самостоятельной работы и т.д.), во время перемен, проведения воспитательных массовых мероприятий, общения с друзьями по кружку, родителями. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях. Можно вести педагогический дневник руководителя кружка, где на каждого ученика выделяется место для записей наблюдений. Этот метод имеет несколько различных вариантов: внешнее наблюдение. Это способ сбора данных о ребенке путем наблюдения за ним со стороны, -внутреннее (самонаблюдение) - может использоваться самим учеником по заданию педагога, - свободное наблюдение не имеет заранее определенной программы и может менять свой объект в зависимости от желание педагога, - стандартизированное наблюдение ведется по определенной, заранее продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с ребенком, 2 - включенное - педагог сам участвует в процессе, за которым ведется наблюдение, одновременно не прекращая за ним наблюдать, - стороннее наблюдение не предполагает личного участия педагога.
Каждый из видов имеет свои особенности и применяется там, где может дать наиболее полезные результаты. Наблюдение необходимо проводить по определенной программе, которая может состоять из следующих компонентов: - определение объекта и предмета наблюдения, - цель наблюдения (что наблюдать, зачем, что будет конечным результатом наблюдения), - содержание наблюдения (в соответствии с критериями и показателями диагностируемого качества), - тип наблюдения, - определение временных рамок периода осуществления наблюдения (в течение недели, месяца, года), - формы фиксирования результатов наблюдения. Однако, нужно иметь ввиду, что метод позволяет провести лишь поверхностную оценку личности. Чтобы свести недостатки метода к минимуму, наблюдение должно быть длительным, систематическим, проводимым в разнотипных условиях, в учебных и внеучебных ситуациях.
Опрос - это метод, при котором учащийся отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Имеет несколько вариантов:
- устный опрос применяется тогда, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями учащегося, отвечающего на вопросы. Позволяет педагогу вести себя достаточно гибко. Он позволяет глубже проникнуть в психологию учащегося, но требует специального обучения и больших затрат времени. Разновидностью устного опроса являются интервью (диагностическое) и беседа. Интервью - с помощью специальных вопросов и заданий раскрываются актуальные и потенциальные возможности личности опрашиваемого, собирается информация о теме взаимодействия. Вопросы заранее определены. Применение интервьюирования дает ожидаемые результаты, если проводится по определенным правилам, осуществляется поэтапно. На первом этапе интервьюер (педагог) должен меньше говорить сам и больше слушать собеседника, демонстрируя доброжелательное, внимательное и заинтересованное отношение ко всему, что он говорит, и к нему самому как к личности. Основная задача этого этапа - психологически расположить к себе ученика. На втором этапе должно быть получено развернутое представление об особенностях тех проблем, которые ему свойственны. На третьем этапе интервью обычно сосредоточено на углубленном исследовании отдельных, специфических проблем, если они присуще этому ученику. Во время интервью можно использовать другие известные методы, содействующие активности и демонстрирующие ребенку безусловное принятие его личности, безоценочное отношение.
3. Беседа, более гибкий, чем опрос, метод изучения учащихся, может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Руководитель кружка должен осознанно определить, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Вести себя надо непринужденно, внимательно, уважительно относиться к ученику любого возраста. Ученик должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь. Беседуя, надо не только слышать слова и интонации, но и видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение. Результаты можно в краткой форме записать. Этот метод (беседа) требует умения хорошо ориентироваться в ситуации и менять тактику в зависимости от новых обстоятельств. Основной элемент беседы-- вопросы. Делятся на три группы: - прямые—отвечая на них, учащийся сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие или степень выраженности у себя того или иного качества, -косвенные, помогающие получить информацию опосредованно, - прожективные, учитывающие идентификацию ученика с каким-либо лицом или группой и провоцирующие на спонтанные высказывания. Этот метод требует от педагога определенной предварительной подготовки. Беседа должна иметь определенную цель и руководителю кружка надо четко для себя сформулировать, что он хочет выяснить, необходимо удачно выбрать время и место беседы. Во время беседы руководителю кружка необходимо стимулировать свободные высказывания и ответы на вопросы ученика, осуществляя эмпатическое слушание. Анализировать затруднения, высказывания, эмоциональный тон, общую позицию, невербальные знаки. Способствовать целенаправленному, но непринужденному развитию беседы. Для успешного проведения беседы для ученика важно ощущение безопасности и гарантия анонимности. -письменный опрос позволяет охватить большее количество учащихся. Недостатком является невозможность учесть заранее реакции отвечающего и изменить характер вопросов, их содержание и тон в зависимости от психологического состояния опрашиваемого. Наиболее распространенной формой этого вида опроса является анкета. Анкета - метод, при котором учащийся не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает некоторые социально-демографические данные о себе. Анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты – непростое дело и требует определения перечня качеств или других сведений, которые руководитель кружка хочет получить. Вопросы должны быть понятными, соответствовать возрастным возможностям детей. Их не должно быть очень много.
4. Анкета позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние. Свободный опрос - разновидность устного и письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Он позволяет гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов и получать на них нестандартные ответы.
Стандартный опрос - вопросы и возможные ответы на них предусмотрены заранее. Он более экономичен.
Опросник - это метод, в котором испытуемому задают ряд письменных вопросов. Такие вопросы обычно бывают двух типов: открытые и закрытые. Закрытые предполагают стандартизированный ответ, который более всего соответствует его мнению.
Открытыми называются вопросы, предполагающие ответ, даваемый в относительно свободной форме, избираемой произвольно самим отвечающим. Ответы на них обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу. Вопросы также могут быть прямыми и косвенными. Следует, однако, иметь в виду, что на результаты ответов могут влиять субъективные факторы, например, усталость или беспокойство испытуемого. При использовании личностных опросников возможны также и этические проблемы, т.к. сведения о человеке (учащемся) часто носят очень личный характер.
Разновидностью количественных диагностических методов являются различные виды тестирования и шкалирования.
Тесты. Тестом (от английского слова test—проба, испытание, опыт) называют небольшие стандартизированные задания (вопросы и задачи), с помощью которых проводится психологическое исследование. Существует много разновидностей тестов. Тест-опросник основан на системе заранее отобранных и проверенных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека (ученика) на базе того, что он делает. В тестах этого типа ученику дается серия заданий, по итогам выполнения которых судят об изучаемом качестве. Тесты можно использовать не только как метод проверки знаний, но и как метод изучения личности кружковца. Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления (интеллекта) учащегося и его отдельных когнетивных процессов, таких, как восприятие, внимание, воображение, память и речь. Личностные тесты связаны с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей ученика, определяющих его поступки. Это тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций, способностей. Бывают тесты, дающие разностороннюю, комплексную оценку состояния личности или степени развитости ее отдельных свойств.
Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие отношения в социальных группах. К тестам предъявляются особые требования: а) социокультурная адаптированность теста; б) простота формулировок и однозначность тестовых заданий; в) ограниченное время выполнения (оно не должно превышать полутора- двух часов для взрослых); г) наличие тестовых норм для данного теста (норма теста – это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик).
Специалист, проводящий исследование, должен соблюдать правила проведения тестирования:
1. Прежде чем применять тест, необходимо познакомиться с ним и попробовать его на себе или на другом человеке.
2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемый хорошо понял его и сопровождающую тест инструкцию.
3. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы испытуемый работал самостоятельно, независимо от других, и никто не оказывал на него влияния, способного изменить результаты тестирования.
4. Для такого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов.
Недостатком тестов является возможность испытуемого сознательно повлиять на результаты, особенно когда изучаются характеристики, которые человек не осознает или не хочет признавать у себя их наличие. Еще одним существенным недостатком использования любых стандартизированных методик является кажущаяся легкость постановки диагноза. Нельзя надеяться, что стандартизованная процедура сможет широко осветить индивидуальную личность как уникальную индивидуальность. Она также не сможет способствовать проникновению в динамические процессы личности. Поэтому даже прекрасное знание тестовых методик не дает права на категорическое экспертное решение. Часть тестов могут быть использованы в основном специалистами и психологами, но некоторые может применять и руководитель кружка. К ним надо отнести: методику незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации. Эти тесты не измеряют собственно качества личности в каких-то условных единицах, уровнях, они обнаруживают понимание учеником определенных ситуаций, отношения, оценку кружка, себя, окружения, его моральные позиции.
Тестирование как диагностический метод психологического исследования, решающий задачу измерения психических явлений, получило широкое распространение. Эта популярность обусловлена относительной простотой самой процедуры и используемых при этом средств (портативностью), минимальными затратами времени (экспресс-метод), возможностью быстрого получения результатов испытания, удобством количественного (математического) анализа и оценки, наличием нормативной школы значений, с помощью которой устанавливается существование и степень отклонения от стандарта, возможностью широких массовых обследований.
Шкалирование (от английского scaling – определение масштаба, единицы измерения) представляет собой диагностический метод измерения, с помощью которого реальные качественные психические явления получают свое числовое выражение в форме количественных оценок. Этот метод может быть широко использован для оценки качеств личности при составлении характеристик учащихся, выявлении их отношения к различным видам деятельности (учебной, трудовой, игровой) и т.д. Выделяют три вида шкал.
1. Оценочные шкалы. Их отличает относительная простота применения, возможность математических методов обработки и анализа результатов исследования. Суть этого метода состоит в том, что какие-либо реальные психические явления (качества) моделируют (отображают) с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам (баллам). Например, для оценки характера взаимоотношений учителя с учащимися можно применить такую шкалу оценок: Характер взаимоотношений и оценочный балл 1. Резко отрицательный, враждебный (-2)
2. Слабо отрицательный (-1)
3. Безразличный (0)
4. Слабо положительный (+1)
5. Ярко положительный (+2) Конечно, при этом необходима подробная расшифровка каждого из пунктов этой шкалы. Одним из видов оценочного шкалирования, которое получило широкое распространение, является рейтинг (от английского rating – оценка). Он представляет собой диагностический метод измерения психических явлений путем сбора суждений и разносторонних оценок компетентными судьями, экспертами качеств какого-либо человека (ученика, например). Рейтинг требует тщательного подбора экспертов, точной, удобной системы оценок и соответствия шкал.
2. Ранжирование или шкалы ранжирования (от немецкого или французского rang – ряд), это информационно-констатирующий метод изучения коллектива и личности. Этот метод особенно необходим, когда оцениваются ценностные ориентации воспитанников (нравственные, общественно-политические, трудовые, эстетические). Ранжирование – это расположение нескольких данных качеств, друг за другом по значимости, по мнению опрашиваемого человека.
7 Ранжирование может быть использовано во всех видах диагностики: начальной, корректирующей (текущей), обобщающей (итоговой). Особенно хорошо использовать ранжирование при начальной диагностике. С ее помощью выявляются ценностные ориентации воспитанников, их знания, установки, позиции, отношение к сверстникам, окружающему миру и себе. При составлении качеств, предлагаемых для ранжирования должна быть их логическая продуманность. Ранжирование моно комбинировать с анкетой. Ранжирование – это письменный метод диагностики и подходит для всех возрастов. Еще одной разновидностью шкал ранжирования, которая с успехом может быть применена в школе, является парное сравнение. Суть его состоит в сопоставлении учащихся друг с другом по какому-либо одному качеству. Если этим качеством оба ученика обладают в равной степени, то каждому из них проставляют по одному баллу. Если же исследуемое качество у первого развито лучше, чем у второго, то первому проставляют два балла, а второму – ноль баллов. Суммируя полученные баллы для каждого ученика, мы получаем количественное выражение уровня развития данного качества у школьника. Сравнительная простота метода, экономия времени при сборе материала, несложная математическая обработка результатов и широкая сфера приложения. 3. Социометрия. Применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, изучения взаимоотношений в кружке. С помощью этого метода можно выяснить положение и статус изучаемого ученика в коллективе, его взаимоотношения с окружающими. Метод основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям. Метод позволяет обнаружить расхождение официальной и неофициальной структур коллектива, источники напряжения и конфликтов. При работе с этим методом, прежде всего предупреждая неискренние ответы учащихся, им необходимо объяснить, что с помощью полученных результатов можно будет увеличить эффективность их индивидуальных и коллективных действий и создать благоприятные условия для совместной деятельности. Обязательное условие – выборы, сделанные каждым учащимся, не разглашаются, и никто, включая самих участников исследования, с ними не будет ознакомлены.
Социометрический опрос не рекомендуется проводить человеку, у которого испорчены отношения с коллективом или отдельными его членами. Таким образом, для изучения личности учащегося можно использовать как традиционные, так и современные методы диагностики. Выбирая тот или иной способ работы с учеником, нужно иметь в виду достоинства и возможные недостатки используемых методов. Это позволит грамотно комбинировать их в работе, дополняя и проверяя полученные результаты. Учитывая то, что ни один из методов не может дать абсолютно точной, полной и надежной информации руководитель кружка должен владеть широким исследовательским инструментарием.
Анкеты для кружковцев.
Дорогой друг! Учебный год занятий в кружке заканчивается. И нам не безразлично, как ты его провел. Твое мнение поможет в дальнейшем занятия в кружке сделать более интересными, плодотворными для тебя и твоих друзей. Заполни, пожалуйста, данную анкету.
Для этого внимательно прочти предложения, а потом закончи их. Там, где предложено несколько вариантов ответов, нужно подчеркнуть только те, которые в большей степени соответствуют тебе. Надеемся на твои искренние ответы
1. Название кружка
2. Сколько времени ты в нем занимаешься?
А) первый год Б) второй год В) третий год
3. Чем ты руководствовался при выборе кружка? А) советом родителей Б) советом друзей В) собственными интересами Г) это был случайный выбор
4. В кружке ты занимался, чтобы А) весело провести время Б) найти себе друзей В) развивать свои способности Г) заниматься любимым делом Д) научиться чему-нибудь полезному Е) узнать, на что ты способен
5. Будешь ли ты на следующий год посещать этот кружок? 6. Какое мероприятие в кружке понравилось больше всего_______________________
7. Если бы ты был руководителем кружка, то__________________
8. Твоя отметка кружку (по десятибальной системе)__________ Спасибо!

Дорогие друзья!
1. Нравится ли вам общение в вашем кружке?
2. Удовлетворяют ли вас отношения с руководителем вашего кружка?
3. Какие знания и умения вы приобрели в кружке?
4. Как вы считаете, пригодятся ли вам эти знания и умения в жизни?
5. Как вы оцениваете уровень воспитанности, сплоченности членов вашего кружка?
6. Участвуете ли вы в проведении общественно-полезных мероприятий?
7. Самоуправление в вашем кружке.
Дорогой друг, ты записался в кружок. Мы хотим, чтобы тебе было здесь хорошо. И для начала просим тебя заполнить анкету. Для этого нужно внимательно прочесть предложения, а потом закончить их. Так, где предложено несколько вариантов ответов нужно подчеркнуть только те, которые в большей степени соответствует твоим интересам, но не больше 4 пунктов.
Отвечать нужно искренне.
1. Я хочу заниматься в кружке, чтобы: А) научиться чему-нибудь полезному; Б) найти себе друзей; В) развить свои способности; Г) заниматься любимым делом; Д) узнать, на что я способен; Е) весело провести время.
2. Дома в свободное время мне больше всего нравится заниматься ____________________________________________________________
3. Для меня в кружке важнее всего _______________________________
4. Когда я думаю о предстоящих занятиях в кружке, я испытываю чувство: А) радости Б) скуки В) тревоги Г) нетерпения (скорей бы занятия закончились) Д) что еще? (напиши) _____________________________
5. Мне бы хотелось, чтобы в кружке всегда было _________________
6. Больше всего я боюсь, что ___________________________________
7. Я мечтаю о том, чтобы _________________________________
8. Кем ты хочешь работать, когда вырастешь? _________________
9. Чем ты руководствовался при выборе кружка? А) советом родителей; Б) советом друзей; В) советом учителей; Г) собственными интересами; Д) это был случайный выбор.
10.Если бы ты был руководителем кружка, то ______________________

Анкета «Общение». Ученикам предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение.
1. Есть ли у тебя трудности в общении? А) со сверстниками, б) с учителями, в) с родителями, г) с другими членами семья, д) с друзьями во дворе, е) с руководителем кружка
2. Если есть, то в чем они заключаются? А) мало или нет друзей, б) обижают, дразнят, в) воруют вещи, г) бьют, д) не понимают моего внутреннего мира, е) нет общих интересов, ж) заставляют что-либо делать, з) держат в страхе, и) мне неинтересно с ними, к) требуют только хороших оценок, л) не видят моих хороших качеств, м) ?
3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту? А) к товарищу по классу, б) к товарищу вне класса, в) к маме, г) к отцу, д) к другому родственнику, е) к учителю, ж) к руководителю кружка. Следует делать первичную обработку данных и последующую, вторичную.
Сначала содержание листка каждого ученика переносится в таблицу. Ф.И. ученика Номера вопросов. Фамилии девочек и мальчиков лучше писать отдельной группой ввиду наличия особенностей, обусловленных полом. Вторичная обработка состоит, по существу, в анализе данных: распределение по группам, выделение типичного и особенного, объяснение причин. Последнее потребует использование знаний об учениках из других источников (наблюдения, бесед). Полученные данные можно обработать так же, сведя в таблицу, выделив характерные и единичные ответы. Материал использовать для корректировки собственной работы, внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.

Целью следующего опросника является выявление круга вопросов, которые интересуют учеников, определение тематики бесед с кружковцами. Процедура: предложить учащимся ответить на вопросы. Я хотел (а) бы обсудить в кружке такие вопросы (отметь знаком *):
1. Что и почему происходит в нашей стране?
2. Для чего рождаются и живут люди?
3. Нужно ли ходить в церковь?
4. Как выбрать и получить профессию?
5. Как лучше учиться и получить образование?
6. Как узнать себя и развить свои способности?
7. Как дружить с товарищами?
8. Как находить взаимопонимание со взрослыми?
9. Что такое любовь и как быть счастливым в любви?
10.Как понимать серьезную музыку, живопись, театр?
11.Есть ли НЛО и другие необъяснимые явления?
12.Другие вопросы… (напиши, какие).
Приложение 3 Тест (методика незаконченного предложения)
1. Я думаю, что хороший кружковец – это тот, кто…
2. Я думаю, что плохой кружковец – это тот, кто…
3. Больше всего я люблю, когда руководитель кружка…
4. Больше всего я не люблю, когда руководитель кружка …
5. Больше всего мне нравится кружок за то, что…
6. Я не люблю кружок за то, что…
7. Мне радостно, когда в кружке …
8. Я боюсь, когда в кружке …
9. Я хотел бы, чтобы в кружке …
10. Я не хотел бы, чтобы в кружке …
11. Если я не внимателен на занятии кружка, я …
12. Когда я не понимаю что-нибудь на занятии кружка, я …
13. Я всегда могу проверить, правильно ли я …
14. Я никогда не могу определить, правильно ли я …
15. Если мне что-нибудь нужно запомнить, я…
16. Мне всегда интересно, когда на занятии кружка …
17. Мне всегда неинтересно, когда на занятии кружка …
18. Я лучше понимаю, когда на занятии кружка …
Полученные данные можно обработать, сведя в таблицу. Материал использовать для корректировки собственной работы, внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.
Категория: Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. | Добавил: СЮН (09.02.2018)
Просмотров: 41 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск