Пятница, 19.04.2024, 10:37
Приветствую Вас Гость | RSS

МБУ ДО "Детский экологический центр"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. [119]
Статьи и методические разработки педагогов МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов"
Статьи и тезисы обучающихся [49]
Статьи и тезисы исследовательских работ обучающихся МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов" (в том числе в соавторстве с педагогами-руководителями)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п.

Анализ заданий второго (районного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии (на примере 2008-2009 учебного года)

На второй (районный) этап Всероссийской олимпиады школьников 2008-2009 учебного года по экологии (далее – Олимпиада) было прислано 3 варианта заданий по параллелям 9, 10 и 11 классов. Расцифровки и правил подсчета баллов по итогам Олимпиады, как и в прошлом (2007-2008 учебном) году, предоставлено не было.

Задание для 9х классов включало 40 вопросов с одним правильным ответом из 4 предлагаемых. Следовательно, сумма баллов должна быть кратна 40. При оценке правильного ответа в 1 балл максимальная возможная сумма баллов за теоретический этап также равна 40.

Задание для 10х классов включало 35 вопросов с одним правильным ответом из 4 предлагаемых. Следовательно, сумма баллов по итогам первого задания должна быть кратна 35, а также 5 заданий с несколькими правильными ответами (общая сумма правильных ответов = 15). При оценке правильного ответа в 1 балл максимальная возможная сумма баллов за 2 задания теоретического этапа равна 50.

Задание для 11х классов включало 30 вопросов с одним правильным ответом из 4 предлагаемых. Следовательно, сумма баллов по итогам первого задания должна быть кратна 30, а также 5 заданий с несколькими правильными ответами (общая сумма правильных ответов = 15) и, наконец, 10 суждений, из которых необходимо отобрать 5 правильных (т.е. сумма баллов по итогам третьего задания кратна 5). При оценке правильного ответа в 1 балл максимальная возможная сумма баллов за 3 задания теоретического этапа равна 50.

Известно, что Олимпиада по экологии включает в себя защиту экологического проекта (желательно – исследовательской работы учащегося) и разница в сумме баллов (40 – для 9х классов, 50 – для 10х и 11х) для разных параллелей вызывает определенные трудности в судействе. Мы исходим из принципа, что практический и теоретический этапы должны давать равное количество баллов. В этом случае оценка проекта для 9х классов должна вестись по 40-балльной шкале, причем в итоге участник Олимпиады наберет 80 баллов, для 10х и 11х – по 50-балльной, что в итоге дает 100 баллов. Напротив, при желании достичь 100-балльной системы оценки для всех параллелей, практический этап для 9ых классов должен оцениваться по 60-балльной шкале, а для 10ых и 11ых – по 50-балльной.

===

            И, наконец, хочется упомянуть ряд предложенных нам вопросов Олимпиады с имеющимися ответами, которые вызывают определенные вопросы и сомнения.

(Знаком   *   отмечены присланные правильные ответы).

Вопросы для 9го класса (ВАРИАНТ 5):

1.                  вопрос 4.

Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:

а) паразитизмом

б) комменсализмом

в) симбиозом*

г) сапрофитизмом

            Можно сказать, что вопрос поставлен некорректно: какие грибы, какие деревья, какие корни? Если бы был упомянут термин «микориза» - все стало бы предельно ясно, но этого нет… Даже не придерживаясь мнения тех авторов, которые все взаимоотношения «высшее растение – живущий на нем гриб» рассматривают как «взаимный паразитизм», отвергая само понятие симбиоза, наверняка можно найти и грибы-паразиты, и грибы-комменсалы, обитающие на корнях. Нет?

2.                  вопрос 6.

Основную массу живого вещества биосферы составляют:

а) животные*

б) бактерии

в) растения

г) планктон

            Вопрос достаточно сложен для абсолютно однозначного ответа. Фитомасса Земли составляет 1,2 х 1012 тонн. Общая биомасса суши - примерно 1012 - 1013 т; вся биомасса - 2,4-3,6 х 1012 т. Причем, согласно разным источникам, числа различаются довольно сильно. К тому же вопрос недостаточно корректен: если животные, растения и бактерии представляют разные Царства живого, то куда следует относить планктон? Какой планктон имеется в виду: зоо- или фито? Могут ли в состав планктона входить бактерии?

 

3.                  вопрос 9.

Азотфиксирующие бактерии относятся к:

а) продуцентам*

б) консументам I порядка

в) консументам II порядка

г) редуцентам

Сразу бросается в глаза грубейшая ошибка, которую «подают» участникам Олимпиады как правильный ответ! Все азотфиксирующие бактерии, будь то Clostridium, Rhizobium, Azotobacter, все они – используют готовые органические вещества, т.е. являются консументами либо редуцентами. Продуцентами среди азотфиксаторов будут лишь ряд CyanophytaNostoc, Anabaena и др., но само отнесение их к бактериям в рамках школьного курса биологии (т.к. экология не преподается) выглядит сомнительно (школьники, хотя и изучают, что сине-зеленые водоросли относятся к прокариотам, определить их как «бактерии» сумеют навряд ли, да и вопросы азотфиксации в школе иллюстрированы лишь типичными бактериями).

 

4.                  вопрос 12.

Шумерская цивилизация погибла из-за...

а) внезапного изменения климата

б) возрастающего засоления почв*

в) перевыпаса скота на пастбищах

г) посева ячменя, как наиболее стойкой к засолению почв культуры

            Как все просто! Древнейшая величайшая цивилизация, о судьбе и причинах распада которой столько спорят историки, погибла от засоления почвы. Однозначно! Не было серьезнейших политических распрей, набегов эламитов и аморитов. Только NaCl и все кончено!

 

5.                  вопрос 26.

Одним из самых сильных канцерогенов признаны:

а) фторхлоруглеводороды

б) фураны

в) диоксины*

г) нитрозамины

Тут все не так просто! Действительно, ТХДД и его аналоги – самые активные и токсичные из известных ксенобиотиков, действительно они способны вызывать онкологические заболевания, т.е. являются канцерогенами. Но все же чистыми канцерогенами из вышеперечисленных веществ будут нитрозамины, диоксины действуют куда сложнее, основным следствием их воздействия является повышение активности цитохрома Р-448. Это может привести к раку, но объект воздействия может и не дожить до развития опухоли, т.к. острая токсичность диоксинов весьма высока.

 

Вопросы для 10го класса (ВАРИАНТ 7):

6.                  вопрос 31.

На данный момент многообразие форм жизни на Земле выглядит следующим образом:

а) цветковых растений – 350 тыс. видов, животных более 1 млн. видов, грибов - более 100 тыс. видов

б) цветковых растений – 1 млн. видов, животных – 500 тыс. видов, грибов- более 500 тыс. видов*

в) цветковых растений – 100 тыс. видов, животных более 1 млн. видов, грибов- 50 000 видов

г) цветковых растений – 500 тыс. видов, животных - около 350 тыс. видов, грибов - 25 тыс. видов

            Здесь вызывает полнейшее недоумение даже не 500 000 видов животных, хотя большинство авторов сходятся на том, что одних только насекомых более 1 млн. видов, сколько миллион видов цветковых растений! Их кто столько насчитал? Экологи? Вероятнее всего, к нашему немалому огорчению и всеобщему позору, в данном конкретном случае в секретариате просто не там поставили требуемую звездочку (правильный ответ – первый), а проверять никто не стал.

 

            Ну и вопрос, присланный общим пакетом в прошлом году и, к счастью, пока не использовавшийся в Олимпиаде:

Выберите правильный ответ. (1 вопрос- 1 балл)

Раздел 1. вопрос 25. Способностью к фотосинтезу при закрытых устьицах обладают:

а) очиток, молодило;

б) зуфорбии;

в) кактусы;

г) аспарагус, алоэ.

            Что здесь считают авторы правильным ответом, а что – неправильным, нам эмпирически постичь не дано, а ответов на сей опус нет. Тем не менее, хочется отметить, что все растения с т.н. САМ-путем фотосинтеза  характеризуются протеканием световой фазы фотосинтеза при закрытых устьицах, т.е. процессы усвоения СО2 у них разобщены не только в пространстве (как у С-4 растений), но и во времени, что позволяет экономить влагу. Сюда относятся все суккуленты, т.е. из перечисленных родов и семейств все на это способны, разве что кроме аспарагуса… Причем странно как-то перечисленных!  Очиток – род в единственном числе, эуфорбии  – род во множественном, кактусы – семейство. Латинское Sedum переводится, также как и Cactaceae, аспарагус и молочай дается в латинской транскрипции. К чему все эти сложности?

 

            Вполне вероятно, что из имеющегося большого набора вопросов (54 варианта) есть немало аналогичных. Обиднее всего, что в течение учебного года мы старались подготовиться к предстоящей Олимпиаде, разыскивали правильные, как нам казалось, ответы в литературе, работали по тестам с учащимися. Но все напрасно из-за мелких погрешностей в размещении знака * !

            Может быть, имеет смысл специалистам еще раз перечитать вопросы и составить однозначные ответы? Чтобы Олимпиада показывала реальный уровень знаний участника, а не везение в угадывании ответа методом «тыка»!?

 

Категория: Статьи, методические разработки, аналитические справки и т.п. | Добавил: talagriv (31.10.2012)
Просмотров: 4036 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск