Анализ районной научно-практической экологической конференции школьников «Экология. Культура. Образование» 2016-2017 уч.г.
Информационно-аналитическая справка об итогах проведения районной научно-практической экологической конференции школьников «Экология. Культура. Образование» в 2016-2017 учебном году
На основании приказа отдела образования администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края от 01.11.2016 г. № 894/01-7 «О проведении районной научно-практической экологической конференции школьников «Экология. Культура. Образование», в соответствии с планом работы отдела образования администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, в целях развития исследовательской деятельности обучающихся, привлечения их к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды, воспитания экологической культуры школьников 02 декабря 2016 года на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» состоялся 2 очный этап районной научно-практической экологической конференции школьников «Экология. Культура. Образование» (далее – Конференция). В Конференции приняли участие 18 средних общеобразовательных школ района, педагогические работники муниципальных образовательных организаций, специалисты предприятий района. Не приняли участия в Конференции МБОУ СОШ №9 (ст.Темнолесская) и МБОУ СОШ №19 (с.Верхнерусское). На Конференции работали 6 секций по различным направлениям, где учащиеся представили свои учебно-исследовательские работы и экологические проекты. По результатам работы секций и выставок определены победители и призеры Конференции, набравшие максимальное количество баллов. Итоги Конференции отражены в приказе отдела образования администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края от 02.12.2016 г. № 983/01-7 «Об итогах проведения районной научно-практической экологической конференции школьников «Экология. Культура. Образование». По итогам Конференции: - награждены грамотами отдела образования администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края победители и призеры секций Конференции; - объявлены благодарности: 1. педагогам, подготовившим победителей Конференции; 2. муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детский экологический центр» (Сидоренко С.В.) и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №5» (Романова Н.А.) за подготовку и обеспечение проведения Конференции.
Распределение мест по итогам работы секций районной научно-практической экологической конференции школьников «Экология. Культура. Образование» 2016-2017 учебный год:
Секция «Экология и охрана окружающей среды» Жюри: Анциферов О. Б., инженер-эколог отдела мониторинга плодородия почвы государственного центра агрохимической службы «Ставропольский»; Фатеева Г.Н., педагог доп. обр. ДЭЦ. 1 место – Фоменко Ирина, МКОУ «СОШ № 17», 9 класс; 2 место – Дубяга Евгения, МБОУ «СОШ № 5», 10 класс; 3 место – Непочатых Даниела, МКОУ «СОШ № 10», 9 класс.
Педагоги, подготовившие победителей Конференции: Скрипкина Мария Александровна, учитель биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1», педагог дополнительного образования МБУ ДО «Детский экологический центр»; Арзуманян Лилия Сергеевна, учитель химии муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №18»; педагог дополнительного образования МБУ ДО «Детский экологический центр» Рослякова Надежда Михайловна, учителю биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №30»; Беленко Елена Викторовна, учитель биологии муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17»; Швейнфорт Людмила Михайловна, учитель биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4»; Черноусова Татьяна Анатольевна, учитель биологии муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №18».
Анализируя участие общеобразовательных школ района мы наблюдаем следующую картину:
Мы видим, что итоговая результативность участия увеличилась у следующих ОО: СОШ №1 - в 1,8 раза; СОШ №5 - в 1,75 раза; СОШ №6 - в 2 раза; СОШ №10 - в 1,25 раза; СОШ №12 - в 2 раза; СОШ №17 - в 1,33 раза; СОШ №18 - в 4 раза; осталась на прежнем уровне: СОШ №3; СОШ №14; СОШ №30; снизилась соответственно: Лицей №2 - в 2,2 раза; СОШ №4 - в 1,7 раза; СОШ №7 - в 5 раз; СОШ №8 - в 2 раза; СОШ №13 - в 3,7 раза; СОШ №15 - в 2,5 раза; СОШ №16 - в 4 раза. Отметим, что в Конференции не приняла участие МБОУ СОШ №19, а МБОУ СОШ №9 не принимает участия второй год подряд. Распределение по секциям участников конференции проводит оргкомитет по итогам заочного этапа, на Конференции 2016-2017 учебного года секции включали следующее число участников в сравнении с таковыми показателями 2015-2016 учебного года:
Как мы видим, изменения здесь незначительны. Секция Конференции «Ландшафтный дизайн» в этом учебном году, как и в прошлом, снова не смогла начать работу в связи с очень малым количеством участников, хотя, казалось бы, именно данный вариант проектной деятельности намного легче осуществим в школах по сравнению с долговременными исследованиями. Многие из участников, призеров и победителей Конференции принимают участие в различных конкурсах эколого-биологической направленности различных уровней, например: • Конкурс «Юннат»: 4 участника регионального этапа (два первых, одно второе и одно третье место), 1 – федерального (третье место); • Краевая научно-практическая конференция школьников «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья»: 8 участников зонального этапа (одно первое и одно третье место), 1 – регионального; • Конкурс юных исследователей окружающей среды: 7 участников краевого заочного этапа из числа участников Конференции (2 первых места, одно – третье); • Юниорский лесной конкурс «Подрост»: победитель в номинации «Экология лесных растений» - Сафонова Алина, участник федерального заочного этапа; • Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии: из 7 участников (победителей муниципального этапа, набравших проходной балл в своей возрастной номинации) 5 – участники Конференции; • Краевой этап Всероссийской олимпиады «Созвездие»: все 7 участников олимпиады – участники, призеры и победители Конференции; • и т.д. и т.п. Анализируя итоги Конференции, мы можем выделить следующие отрицательные и положительные моменты: • в связи с отменой обязательного рецензирования конкурсных работ упростились процедуры сдачи-приема материалов для участия в Конференции и облегчена работа оргкомитета; сроки сдачи материалов в 2016-2017 уч.г. нарушались незначительно. • уровень выполнения исследований остается на прежнем достаточно высоком уровне, хотя ряд ОО по-прежнему не учитывают рекомендации, регулярно высказываемые на семинарах, проводимых Центром; • существенные нарекания часто вызывают использование подбор и методик исследований, часто используются устаревшие, отсутствует описание и ссылки на авторов, нет пояснения выбора конкретной методики из теоретически доступных; • значительно улучшился уровень оформления конкурсных материалов, в чем значительно, на наш взгляд, помогло предоставление шаблона оформления работ, разработанного Центром; • число участников Конференции несколько уменьшилось по сравнению с прошлым, что, тем не менее, может приветствоваться благодаря повышению общего уровня работ и выступлений. Уменьшение количества проводимых в школах исследований эколого-биологической тематики может быть объяснено тем фактом, что теперь нет необходимости готовить проект для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Анализируя выше изложенное можно сделать ряд рекомендаций: • в обязательном порядке в конце учебного года проанализировать (хотя бы среди работников Детского экологического центра) тематики предстоящих исследований и проектных работ, проводить распределение тематик в начале учебного года; • разработать сборник методик для ведения исследовательской деятельности обучающихся эколого-биологической направленности в печатном либо электронном виде; • активизировать работу в школах по ведению проектной работы по озеленению и ландшафтному дизайну, рекомендовать проведение школьных и районных конкурсов по данной направленности; • по-прежнему рекомендовать обучающимся Детского экологического центра и школьникам района, имеющим перспективы в ведении учебно-исследовательской и проектной работы, воспользоваться услугами районной экологической школы на Форуме Центра.
Талалаев Г.В., методист МБУ ДО «Детский экологический центр