4 декабря 2015 года, в МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №5" города Михайловска проведен 2 (очный) этап районной научно-практической экологической конференции школьников «Экология. Культура. Образование».
ДОКЛАД директора МКУ ДО «Детский экологический центр» Светланы Викторвны Сидоренко на торжественном открытии районной научно-практической экологической конференции школьников «ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ»
4 декабря 2015 год
Хотелось бы начать свое выступление со слов Мигеля Сервантеса, знаменитого испанского писателя: «Мир - высшее благо, какого люди желают в этой жизни».
Однако, история человечества – это история войн. И если мы обратимся к историческим фактам, то увидим, что войны были постоянным спутником человека. С конца XV в. до н.э. по 1891 г. н.э. люди воевали 3130 лет и только 227 лет жили в мире. С 1891 по 1938 год в мире произошло 24 войны, с 1939 по 2015 г – более 200 войн, среди которых самая страшная – ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ война.
Эта война оставила неизгладимый след в истории нашей страны и всего мира. Война - страшное слово. Разрушительное. Из-за войны страдают человечество, государства, культура … Сколько горя она принесла людям! Да и только ли людям? Войны оказывают огромное влияние на всю природу: страдают леса, степи, реки, озера, гибнут их обитатели. Нарушаются тонкие связи между всеми компонентами живой природы. К тому же, для ведения войн необходимо использование огромного количества дополнительных природных ресурсов. Война – это экологическая катастрофа: стертые с лица Земли города, села, деревни, разрушенные мосты и плотины, непригодные для землепользования поля, содержащие мины, неразорвавшиеся снаряды, мертвую технику войны. Современные войны несут еще более страшные опасные последствия для всего живого. В начале ХХ века было изобретено химическое оружие. Боевые отравляющие вещества оказывали влияние не только на человека, но и на многие виды животных, главным образом теплокровных, нередко вызывая их смерть. К счастью, применение этих ядов было запрещено. Однако к тому времени в мире уже было накоплено большое количество смертоносных веществ, а их разработка и производство, несмотря на международные договоренности, продолжались еще долгое время. После Второй мировой войны в Северном и Балтийском морях были затоплены тысячи тонн химических боеприпасов из арсеналов фашистской Германии и других стран. Впоследствии в этих местах было зарегистрировано большое число несчастных случаев с рыбаками, которые вылавливали снаряды со смертоносной начинкой. Попадание отравляющих веществ в воду до сих пор губит морских обитателей. Кроме химического оружия, направленного на уничтожение живой силы противника, в ХХ веке для ведения «экологической» войны стали использовать пестициды. Особенно широко применялись в военных целях гербициды, которые уничтожали растительность, а также являлись высокотоксичными веществами – диоксинами. В тех странах, где в середине ХХ века велись войны, применение гербицидов привело к долговременному заражению огромных территорий. Гербициды и их производные, попав в почву и водоемы, перемещались по пищевым цепям экосистем и накапливались в организмах, вызывая отравление и гибель многих из них. Однако наиболее опасным для всего живого на планете является ядерное оружие.
Локальные военные конфликты, производство и распространение различных видов оружия, особенно ядерного, все более угрожают жизни людей и биосфере, ставя мир на грань экологической катастрофы. В самом деле, если учесть все, что известно, а еще важнее – все, что пока неизвестно о последствиях ядерных взрывов, существует опасность, что человеческая жизнь на нашей планете перестанет существовать. Вот, поэтому ученые всего мира, все здравомыслящие люди Земли, называют войну – экологической катастрофой! Поэтому сегодня - время быть мудрым. Завтра будет поздно, ибо человек экологически необразованный может неосознанно ввести в действие такие природные механизмы, которые уже сами, без посредничества человека и вопреки ему, доведут до конца процессы деградации мира природы.
Экология в нынешнее время - средоточие многих проблем и перекрёсток многих путей от прошлого к будущему. Все проблемы среды обитания тесно переплетены. Демографический взрыв, нищета, невежество, болезни, загрязнение планеты, накопление ядерного оружия, биологические и химические способы массового уничтожения - всё это составляет единый прочный круг. Каждая из этих проблем важна и требует неотложного решения. Что может каждый из нас сделать в решении экологических проблем, в сохранении мира на нашей Земле? Наверное, в первую очередь, помнить о тех последствиях, которые несет война, о том высоком подвиге героев Великой Отечественной войны, во-вторых, изучать и любить свой край, свою малую родину, признавать и соблюдать законы природы. Занимаясь исследованиями в области экологии, вы ребята, будете твердо знать, что никто не может безнаказанно нарушать законы этой науки. А наказание может быть самым суровым – под угрозу попадает сама возможность существования планеты Земля. Мы благодарим вас, ребята, за то, что вы дополнительно занимаетесь исследовательской, проектной деятельностью в области экологии, охраны окружающей среды. Благодарим ваших педагогов, под чьим руководством вы занимаетесь этой работой. За период, который прошел с прошлой нашей конференции, есть успехи, победы в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах.
Так, в конце декабря прошлого кода были подведены итоги Краевого этапа Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. В нем приняли участие победители и призеры нашей прошлогодней конференции. В номинации «Агроэкология» Деренко Ольга, учащаяся средней школы №1, завоевала I место; I место в номинации «Ботаника и экология растений» заняла и Попова Кристина, учащаяся средней школы № 1; III место: у Вакуленко Юлии, учащейся средней школы №5, в номинации «Мониторинг»; у Смоляковой Яны, учащейся средней школы №18, п. Демино в номинации «Экология человека и его здоровье»; у Широковской Екатерины, учащейся Лицея №2, в номинации «Зоология и экология животных».
Коробейникова Виктория приняла участие в Федеральном этапе Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды в г.Москва в марте 2015 года.
В Краевом юниорском лесном конкурсе «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»), который проходил в январе 2015 г., Котлярова Алена, учащаяся средней школы №1 в номинации «Экология лесных растений» заняла I место.
С целью поддержки Донецкой Народной Республики в столь сложное для них время направить исследовательские работы обучающихся Шпаковского района для участия в Республиканской научно-практической конференции школьников «Юный растениевод», где Атакишиева Валентина, учащаяся средней школы №5, заняла I место.
В Краевом этапе Всероссийского форума «Зеленая планета - 2015», Попова Виктория, учащаяся Лицея №2 в номинации «Многообразие вековых традиций» заняла I место.
К 70-летию Победы в Великой отечественной войне был проведен Краевой конкурс творческих проектов «Сохраняя традиции», в котором ребята нашего района показали хорошие результаты: Прохода Ирина, учащаяся средней школы №1 и Попова Виктория, учащаяся Лицея №2 заняли первое место каждая; Кашкина Алина и Юхтенко Леонид, учащиеся средней школы №5 - второе и третье место соответственно.
В мае 2015 в г.Пятигорске состоялся ежегодный Краевой Слет юных экологов Ставрополья «Школа лесной экологии»,где команда юных экологов Шпаковского района заняла III место в творческом марафоне.
На Краевом этапе Всероссийской олимпиады «Созвездие-2015» («Человек-Земля-Космос»): Вакуленко Юлия, учащаяся средней школы №5 в номинации «Город, в котором я живу» заняла 2 место. Котлярова Алена, учащаяся средней школы №1 заняла 1 место и стала участницей очного этапа Олимпиады в г.Королеве, где завоевала 1 место, став обладателем Президентского Гранта.
В VI краевой олимпиаде обучающихся общеобразовательных школ, членов ученических производственных бригад, которая проходила в марте 2015 года на базе Аграрного университета, приняли участие 41 школьник Шпаковского района. Хорошие результаты уже который год показывают учащиеся средней школы №13 с.Надежда: II место заняли: Березуева Татьяна - в конкурсе «Лесовод»; Логачева Зоя – в конкурсе «Землеустроитель»; III место – Козлитин Игорь – в конкурсе «Плодоовощевод». Так же в Олимпиаде УПБ в конкурсе «Изобретатель и рационализатор» завоевал III место учащийся средней школы №15 с. Казинка Медведев Максим, победитель Краевого Слета УПБ.
Большим достижением прошлого учебного года стала победа команды УПБ Шпаковского района в 47 Краевом слете ученических производственных бригад, который проходил в нашем районе в июне 2015 года, где в личном зачете были следующие результаты: - Алейникова Мария, учащаяся средней школы №12 с. Татарка в конкурсе «Лесовод» заняла I место; - Медведев Максим, учащийся средней школы №15 с. Казинка как уже говорилось, стал победителем в конкурсе «Изобретатель и рационализатор»; - Зайцева Дарья, учащаяся средней школы №16 с. Дубовка в конкурсе «Технолог-животновод» заняла I место; - Куликова Снежана, учащаяся средней школы №16 с. Дубовка в конкурсе «Ландшафтный дизайнер» заняла II место.
Юные экологи Шпаковского района приняли активное участие в Соревнованиях молодых исследователей программы «Шаг в будущее» по Северо-Кавказскому округу. Клинчаева Алина, учащаяся Лицея №2 по результатам демонстрации и защиты своей научно-исследовательской работы, в соответствии с решением Экспертного совета приглашена для прохождения курса обучения в научной школе - семинаре «Академия юных» в мастер-классах, под руководством ведущих российских ученых, профессоров и доцентов Московского государственного технического университета им. Баумана и других ВУЗов Москвы в Республику Абхазия в г.Гагру.
Ежегодно в начале учебного года проходит Краевой конкурс «Юннат» с целью развития опытнической работы, формирования интереса детей и молодежи к сельскохозяйственному производству. Так, 7 сентября в Красногвардейском районе прошел конкурс «Юннат – 2015», в котором приняли участие победители и призеры районного этапа конкурса.
На суд жюри были представлены работы по изучению и выращиванию малораспространенных в Ставропольском крае сельскохозяйственных культур; по размножению декоративных, древесно-кустарниковых растений; по оценке хозяйственно-значимых признаков различных сортов овощных культур. Так же юные экологи активно участвовали в краевом конкурсе «В науку первые шаги», Ставропольской открытой конференции школьников, краевых конкурсах: «Экология внутреннего мира», «Моя малая родина», «Я – Гражданин России», «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья», Краевом Конкурсе творческих работ «Культурное наследие, рожденное ВОВ». В октябре 2015 года педагог дополнительного образования Данилова Ольга Валерьевна приняла участие в краевом этапе XI Всероссийского Конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, где заняла III место. Мы поздравляем Ольгу Валерьевну!
Многие образовательные организации района приняли активное участие в ежегодной районной акции «Сохраним природу Ставрополья». Это и школы, и детские сады, и учреждения дополнительного образования. В рамках Акции прошли мероприятия, посвященные Всероссийскому Дню посадки леса, Дни защиты от экологической опасности; акции «Чистый двор», «Чистый водоем», «Берегите первоцветы», «Каждой пичужке - кормушка»; экологические праздники, посвященные Всемирному Дню Земли, Дню Воды; экологические игры и викторины; экологические субботники по благоустройству и озеленению территорий образовательных учреждений; экологические десанты по территориям населенных пунктов, экологическим тропам образовательных учреждений, прилегающим территориям; тематические занятия по проблемам экологического просвещения, образования и культуры, фотовыставки и конкурсы рисунков на экологическую тематику, и множество других мероприятий.
В ходе Акции в образовательных организациях проведено более 600 экологических и природоохранных мероприятий. Высажено около 2,5 тысяч деревьев и кустарников, свыше 2 тысяч кустов многолетних цветов; создано множество клумб и цветников, новых аллей на площади и газонов. Очищено от мусора более 3,5 тысяч квадратных метров территории дворов образовательных организаций и муниципальных поселений района, ликвидировано 48 стихийных свалок, вывезено на полигоны более 1,5 тыс. м3 мусора. Хотелось отметить школы, наиболее активно принявшие участие в данных мероприятиях: СОШ: №№ 1, 5, 7, 10, 11, 16, 30.
Независимо от избранного пути, независимо от профессии, которой вы захотите себя в дальнейшем посвятить, те экологические знания и навыки, которые вы получите при проведении исследовании, при изучении экологии, окажутся необходимыми в будущей вашей жизни.
|