Понедельник, 23.10.2017, 18:23
Приветствую Вас Гость | RSS

МБУ ДО "Детский экологический центр"

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: talagriv 
Форум МКОУ ДОД СЮН » Эколого-биологическое образование в Шпаковском районе » Исследовательские работы обучающихся СЮН » Выбор тем исследовательских работ (Перспективность и реальность различных тем исследований)
Выбор тем исследовательских работ
talagrivДата: Понедельник, 22.10.2012, 07:30 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 31
Репутация: 1
Статус: Offline
Здесь мы постараемся обсудить возможности, перспективность, реальность различных тематик исследований обучающихся эколого-биологической направленности.
Разумеется, мы не первые, кто обсуждает эту тему, вот ссылка на Форум Федерального детского эколого-биологического центра (г.Москва), вот темы, предлагаемые нашим Краевым центром экологии, туризма и краеведения.
Но мы все же надеемся, что и наша помощь будет не лишней и приглашаем всех желающих к активному обсуждению темы!
 
talagrivДата: Вторник, 23.10.2012, 07:10 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 31
Репутация: 1
Статус: Offline
Рассмотрим возможные темы исследований на примере конкурса ЮИОС, т.к. именно этот конкурс включает наибольшее число номинаций и проводится на всех этапах: Федеральном, региональном, муниципальном.
• «Агроэкология» (исследования, где используются научно обоснованные приемы возделывания культурных растений, а также исследования, связанные с применением агротехнических, биологических, механических, физических, химических и других методов защиты растений в открытом и закрытом грунтах);
• «Зоология и экология позвоночных животных» (исследования рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих; фаунистика и экология различных систематических групп позвоночных; исследование поведения позвоночных животных);
• «Зоология и экология беспозвоночных животных» (исследования червей, моллюсков, ракообразных, насекомых и паукообразных; фаунистика и экология различных систематических групп беспозвоночных, исследование поведения беспозвоночных животных);
• «Зоокультура и ветеринария» (исследования в области содержания и разведения домашних животных, а также диких животных в неволе; лечение и профилактика заболеваний у животных; изучение кормовой базы; оценка качества продукции; гигиенические и экологические аспекты зоотехнии и ветеринарии);
• «Ботаника и экология растений» (исследования биологических и экологических особенностей дикорастущих растений, грибов и лишайников; популяционные исследования растений; изучение флоры и растительности);
• «Водная экология и гидробиология» (анализ чистоты водоемов и водотоков физическими и химическими методами, а также применение биологических методов для оценки загрязнения воды; изучение загрязнения воды на организм человека);
• «Экология воздушного бассейна» (анализ загрязнения воздуха физическими и химическими методами, а также применение биоиндикационных методов для оценки загрязнения воздуха; изучение загрязнения воздуха на организм человека);
• «Ландшафтная экология и геохимия» (оценка экологического состояния ландшафта; физико-географические исследования; исследования физических, химических и биологических свойств почвы; анализ антропогенного загрязнения почв и грунтов и его влияния на организм человека).
(взято из положения о Федеральном этапе ЮИОС-2013 с сайта ФДЭБЦ)
 
talagrivДата: Вторник, 23.10.2012, 07:15 | Сообщение # 3
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 31
Репутация: 1
Статус: Offline
Информационно-аналитическая справка
об итогах проведения заочных районных этапов конкурсов
эколого-биологической направленности в 2011-2012 учебном году


Ежегодно МКОУ ДОД «Станция юных натуралистов» организует и проводит районные (заочные) этапы краевых и Всероссийских конкурсов эколого-биологической направленности, такие как: конкурс научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов (Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников), Всероссийский заочный конкурс детского экологического форума «Зеленая планета», Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада обучающихся учреждений дополнительного образования детей, Всероссийская Олимпиады научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек – Земля – Космос» (Олимпиада «Созвездие»), Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам») и другие.
Данные мероприятия проводятся в соответствии с календарным планом мероприятий, проводимых МОУ ДОД СЮН, на основании писем Министерства образования Ставропольского края и (или) Краевого центра экологии, туризма и краеведения и соответствующих положений о конкурсах Краевого либо Всероссийского уровня.

Целью всех данных мероприятий является развитие интереса у детей и молодежи к исследовательской работе эколого-биологической направленности.
Общие для всех данных конкурсов задачи:
• приобщение молодого поколения к пониманию экологических проблем современности;
• привлечение детей и подростков к различным видам созидательной деятельности, направленной на сохранение редких растений и животных;
• формирование активной жизненной позиции.

Все указанные конкурсы проводятся согласно соответствующим Положениям и существенно различаются по таким параметрам, как:
• обязательность муниципального этапа (для участия в ряде конкуров необходим также дополнительный внутришкольный этап);
• число работ и, соответственно, участников, которые могут принять участие в этапе высшего уровня;
• специфике деления на номинации;
• требованиям к конкурсным материалам (объем, оформление и др.).

Наиболее активно участие образовательных учреждений района в заочном районном этапе конкурса «Юные исследователи окружающей среды». Это имеет под собой значимую подоплеку:
• во-первых, в данном конкурсе наибольшее число номинаций – 6, причем они охватывают по своей тематике практически весь спектр эколого-биологических наук и представляют широкое поле для учебно-исследовательской работы обучающихся;
• во-вторых, нет жестких ограничений в возрасте участников (ими могут быть обучающиеся образовательных учреждений всех видов и типов в возрасте от 14 до 18 лет на момент проведения финала);
• в-третьих, объем работы не ограничивается, что значительно облегчает работу по оформлению конкурсных материалов для еще неопытных участников.

Такие же конкурсы, как «Подрост» и, особенно, «Водных проектов» характеризуются многими жесткими ограничениями:
• Шпаковский район СК, как и почти весь Край – это преимущественно степная зона, где отсутствуют доступные для изучения и интересные с точки зрения современной науки водоемы и сравнительно мало значимых лесов;
• для участия в некоторых номинациях этих конкурсов требуются дополнительные (объективные, т.е. не зависящие от участника и его руководителя) обстоятельства, например, наличие школьного лесничества, знание английского языка и т.п.;
• в Положениях о конкурсах жестко и не всегда оправдано ограничивается объем исследовательской работы, что вызывает частые трудности на заключительном этапе по оформлению конкурсных материалов.


Особо хочется отметить практически полное отсутствие обратной связи - т.е. работы участников «не рецензируются и не возвращаются» и при таком положении вещей школьники и педагоги-руководители практически лишены возможности набираться опыта на своих прежних ошибках, учиться на них, повышать свою квалификацию по вопросам организации и проведения исследования в данной области.
Как ФДЭБЦ, так и КЦЭТК имеют при своих учреждениях т.н. «экологические школы» (ФЗЭШ и КЭШ соответственно). Однако при отсутствии широкого доступа к информации (лучшие работы прошлых лет, рецензии на них, подробное разъяснение ошибок и т.п.), не говоря уже о практически полном отсутствии живого общения между детьми, выполняющими исследования и педагогами – их руководителями (семинары, экологические практикумы, сессии экологических школ) практически невозможно существенное повышение результативности и активности участия в данных конкурсах образовательных учреждении района.

Предложения:
* продолжить работу в районном научном обществе обучающихся «Горицвет» по лучшей организации учебно-исследовательской деятельности с организацией районной заочной экологической школы, работающей на несколько иных принципах, нежели имеющиеся КЭШ и ФЗЭШ, а именно: открытом доступе всех обучающихся как к самим исследовательским работам, так и к рецензиям на них; открытом обсуждении вопросов по каждой конкретной работе в сети Интернет на Форуме СЮН;
* усилить методическую подготовку педагогов по вопросам оформления конкурсных материалов;
* провести инструктивно-методических мероприятия (семинары, консультации) для потенциальных участников Конкурса с приглашением призеров прошедших конкурсов с целью сохранения преемственности и развития лучших традиций его проведения;
* организовать на базе МКОУ ДОД СЮН лабораторию для проведения инструментальных исследований, включающие основные химико-физические методы анализа воды, почвы, живых организмов, микроскопического изучения объектов.

Жирова И.Н.
Талалаев Г.В.
Прикрепления: 1000758.jpg(84Kb)
 
talagrivДата: Вторник, 30.10.2012, 20:12 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 31
Репутация: 1
Статус: Offline
Теперь же рассмотрим тематику секций районной экологической конференции "Экология. Культура. Образование" с точки зрения их перспективности для дальнейшего участия в краевых конкурсах и возможности выполнения.

1 секция. «Ботаника и экология растений»
- исследования биологических и экологических особенностей высших и низших растений, грибов и лишайников; изучение флоры и растительности; вопросы охраны редких растений, интродукции, культивирования, селекции, систематики растений и других областей ботаники и экологии растений.

Одна из наиболее перспективных тематик!
Растения вообще-то проще изучать, нежели животных, однако особое внимание следует уделить новизне Вашей работы - если для участия в районном этапе она и не особенно важна, намного важнее знания участника и самостоятельность выполнения работы, то на региональном и, тем более, Федеральном этапах без новизны не обойдешься!

2 секция. «Зоология и экология животных»
- исследования по экологии животных, зоологии и этологии беспозвоночных и позвоночных животных, фаунистике; проблемы, связанные с охраной редких видов животных.

Изучение животных вообще-то намного сложнее, чем растений, но и намного интереснее для школьников!
Учитывая гиганское разнообразие Фауны, наиболее правильным бы было сделать так, как сделано на Федеральном этапе конкурса юных исследователей окружающей среды, т.е. разделить номинации "зоология позвоночных" и "зоология беспозвоночных".

3 секция. «Сельскохозяйственная экология»
- исследования экологии культурных растений и агроценозов, изучение приемов возделывания основных сельхозкультур, проблем интродукции видов культурных растений, селекции и сортоиспытания, защита растений от вредителей и болезней; исследования по вопросам содержания, размножения и лечения домашних и сельскохозяйственных животных, их гибридизации и селекции, экология домашних животных; создание и изучение искусственных экосистем (аквариум, террариум).

В конкурсе ЮИОС этой секции соответствует номинация "Агроэкология".
Увы, по настоящее время наиболее интересная группа вопросов, связанная с интродукцией растений, остается на правах "бедного родственника", они не особо ценятся на большинстве конкурсов - предпочтение отдается изучению природных экосистем. Это, скорее всего связано с тем, что среди судей еще ни разу не были замечены сотрудники ботанических садов......

4 секция. «Экология и охрана окружающей среды»
- экологический мониторинг окружающей среды, проведения комплексных исследований естественных и искусственных экосистем, биоиндикация и биотестирование природных объектов; вопросы антропогенного влияния на окружающую среду и ее охраны.

Не стоит забывать, что понятие "мониторинг" подразумевает многолетние наблюдения, тогда как биоиндикация и биотестирование природных объектов могут быть проведены за сравнительно небольшое время.
Особое внимание здесь следует обратить на четкое соблюдение методик и непременную статистическую обработку результатов (что вообще-то необходимо при любой тематике!), без чего немыслимы биотестирование и биоиндикация.

5 секция. «Экологическое краеведение»
- изучение экологии своего региона с учетом геологических, географических и исторических особенностей местности, анализ изменений экологической ситуации в регионе и состояния природных объектов за исторический промежуток времени.

Наличие регионального компонента приветствуется во всех номинациях. По сути дела, данная номинация частично дублирует соответствующую номинацию конференции, которую проводят туристы и краеведы, хотя требования к работам несколько различны. У нас необходимо непременное наличие экологии в ее первом (словарном) определении!

6 секция. «Экология человека»
- экология человека, медицинская экология, исследования влияния естественных и искусственных факторов окружающей среды на здоровье человека, вопросы его взаимодействия со средой обитания.

По вполне ясным причинам именно эта секция находит наибольшее число сторонников и желающих участвовать. Но не следует забывать о том, что медицина - совершенно особая область знания! Она имеет связи и с экологией, и с биологией, но изучение здесь не может в наших условиях основываться на эксперименте, а исследование не может быть выполнено без научного консультанта в данной области.
Очень часто, к большому сожалению, работы носят реферативный характер, что вообще-то на нашем районном конкурсе вполне допустимо (при наличии тщательного анализа обширного объема литературных данных!), но в дальнейшем, даже заняв первое место, такая работа остается никому не нужной - нет конкурсов региональнаго и Федерального уровня с такой номинацией.
Единственное исключение - Ставропольская открытая конференция школьников (номинация "Биомедицина").
 
Форум МКОУ ДОД СЮН » Эколого-биологическое образование в Шпаковском районе » Исследовательские работы обучающихся СЮН » Выбор тем исследовательских работ (Перспективность и реальность различных тем исследований)
Страница 1 из 11
Поиск: